Найти тему

Если собеседник не соблюдает договорённости. Как застраховать себя в переговорах - инструкция

Оглавление

У вас ведь тоже бывало такое, что вы вроде обо всём договорились с человеком, пожали друг другу руки (фигурально выражаясь), а потом всё пошло не так?

  • Например, вы свою часть делаете, а человек нет.
  • Или вдруг с вас начинают требовать что-то, чего не было в первичных договорённостях.
  • Или вы свою часть сделали, а человек недоволен, а то и зол, обвиняет вас, что вы сделали мало, не то, не так.
  • Или на половине дороги человек "передумывает" и поворачивает в противоположную сторону (приглашает людей, которых вы договорились не приглашать, распространяет информацию, которая всё переиначивает и пр.).

Что могло пойти не так?

➡️ Вы/собеседник использовали общепринятый термин.

Термин мог быть профессиональным или не очень, но главное - вы решили для себя, что собеседник понимает его ровно также, как и вы.

Ан нет! Собеседник мог не понять, перепутать, привнести смыслы из другой сферы деятельности или своего уникального опыта. 

➡️ Вы говорили по телефону или видеосвязи.

В процессе разговора всё было понятно, все были согласны (во всяком случае кивали, пока не вис интернет))), вы были довольны.

А потом собеседник начинает «переобуваться», «забывает» сказанное, открещивается от своих слов и вообще говорит, что вы всё не так поняли. И правда, ограничения каналов связи могли ещё и не такое устроить!

➡️ Собеседник обещал вам какие-то плюшки.

Вы, вдохновлённые, согласились, сделав вывод, что раз это обещание, то вы это точно получите!

На поверку оказывается, что это было «может быть», «при условии что» (куча маловыполнимых условий) и вообще когда-нибудь (никогда вас устроит?). Ну и да, насколько вы уверены, что, понадеявшись на награду, не упустили из внимания её условия?..

➡️ Собеседник с энтузиазмом подталкивает вас к действиям, убедительно доказывая, что надо начать, а детали можно обсудить (разобраться, утвердить) потом.

Потом либо выясняется, что по умолчанию разбираться должны были вы, либо по отношению к деталям собеседник становится в жёсткую позицию, а вам некуда деваться, так как вы уже слишком много вложили.

Итак, что делать? Инструкция.

Вот короткая инструкция, которая позволит меньше "попадаться" на такие вот моменты, как описаны выше 📑

1️⃣ В процессе разговора не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы (помните, самый плохой вопрос - не заданный!), например:

  • Что вы сейчас имеете в виду?
  • В каком именно значении вы используете это слово?
  • Что для вас "качественный"?

2️⃣ Просите приводить примеры из жизни:

  • Расскажите пожалуйста, как это было реализовано в прошлом проекте.
  • А как это будет воплощаться именно в нашем с вами случае?
  • Общая схема - это хорошо, а приведите пример.

3️⃣ По каждому важному пункту применяйте не просто резюмирование, а парафраз - то есть повторение слов собеседника вашими словами (перевод «с русского на русский»):

  • То есть, вы имеете в виду, что мы поступим 1, 2, 3...
  • Если сказать это по-другому, то мы сначала..., а потом...

4️⃣ Фиксируйте (конечно же!))) в процессе разговора важные моменты, и не начинайте реализацию своих действий, не записав итоги разговора! 📝

По итогам беседы изложите в письме все договоренности, сроки и суммы, и попросите обязательного письменного подтверждения от собеседника. Или попросите его прислать такое письмо.

В дальнейшем вы сможете обратиться к переписке для уточнения договоренностей.

5️⃣ При обсуждении цифр (доходов, прибыли, оплаты ваших услуг и пр.), обязательно уточняйте возможную амплитуду (от… до…) и условия реализации каждого варианта. 

А ещё - обязательно обозначьте свой минимум, ниже которого вы не готовы договариваться!

На кого обратить особенное внимание?

‼️ Особенно аккуратно нужно относиться ко всем вышеперечисленным моментам, если ваш собеседник:

  • манипулирует вами в разговоре (пытается взять на слабо, вводит элементы шантажа, случайно или специально задевает вас своими комментариями);
  • так часто иронизирует/саркастирует, что становится непонятно, где шутки, а где серьёзный разговор;
  • часто применяет фразы «вы не так поняли», «я не это имел в виду», «не в том смысле» и пр.;
  • без очевидных на то показаний резко меняет тему разговора/оставляет без ответа ваши вопросы;
  • жалуется (ругает, высказывает претензии) на прошлых партнеров или в целом говорит, что все пытаются его обмануть;
  • прямо в разговоре меняет мнение (в том числе на противоположное);
  • заваливает вас информацией, не имеющей прямого отношений к разговору, постоянно сыплет большим количеством цифр, названий, терминов, аббревиатур;
  • легко соглашается на невыгодные для него договорённости.

А вы встречаетесь с такими ситуациями?