У вас ведь тоже бывало такое, что вы вроде обо всём договорились с человеком, пожали друг другу руки (фигурально выражаясь), а потом всё пошло не так?
- Например, вы свою часть делаете, а человек нет.
- Или вдруг с вас начинают требовать что-то, чего не было в первичных договорённостях.
- Или вы свою часть сделали, а человек недоволен, а то и зол, обвиняет вас, что вы сделали мало, не то, не так.
- Или на половине дороги человек "передумывает" и поворачивает в противоположную сторону (приглашает людей, которых вы договорились не приглашать, распространяет информацию, которая всё переиначивает и пр.).
Что могло пойти не так?
➡️ Вы/собеседник использовали общепринятый термин.
Термин мог быть профессиональным или не очень, но главное - вы решили для себя, что собеседник понимает его ровно также, как и вы.
Ан нет! Собеседник мог не понять, перепутать, привнести смыслы из другой сферы деятельности или своего уникального опыта.
➡️ Вы говорили по телефону или видеосвязи.
В процессе разговора всё было понятно, все были согласны (во всяком случае кивали, пока не вис интернет))), вы были довольны.
А потом собеседник начинает «переобуваться», «забывает» сказанное, открещивается от своих слов и вообще говорит, что вы всё не так поняли. И правда, ограничения каналов связи могли ещё и не такое устроить!
➡️ Собеседник обещал вам какие-то плюшки.
Вы, вдохновлённые, согласились, сделав вывод, что раз это обещание, то вы это точно получите!
На поверку оказывается, что это было «может быть», «при условии что» (куча маловыполнимых условий) и вообще когда-нибудь (никогда вас устроит?). Ну и да, насколько вы уверены, что, понадеявшись на награду, не упустили из внимания её условия?..
➡️ Собеседник с энтузиазмом подталкивает вас к действиям, убедительно доказывая, что надо начать, а детали можно обсудить (разобраться, утвердить) потом.
Потом либо выясняется, что по умолчанию разбираться должны были вы, либо по отношению к деталям собеседник становится в жёсткую позицию, а вам некуда деваться, так как вы уже слишком много вложили.
Итак, что делать? Инструкция.
Вот короткая инструкция, которая позволит меньше "попадаться" на такие вот моменты, как описаны выше 📑
1️⃣ В процессе разговора не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы (помните, самый плохой вопрос - не заданный!), например:
- Что вы сейчас имеете в виду?
- В каком именно значении вы используете это слово?
- Что для вас "качественный"?
2️⃣ Просите приводить примеры из жизни:
- Расскажите пожалуйста, как это было реализовано в прошлом проекте.
- А как это будет воплощаться именно в нашем с вами случае?
- Общая схема - это хорошо, а приведите пример.
3️⃣ По каждому важному пункту применяйте не просто резюмирование, а парафраз - то есть повторение слов собеседника вашими словами (перевод «с русского на русский»):
- То есть, вы имеете в виду, что мы поступим 1, 2, 3...
- Если сказать это по-другому, то мы сначала..., а потом...
4️⃣ Фиксируйте (конечно же!))) в процессе разговора важные моменты, и не начинайте реализацию своих действий, не записав итоги разговора! 📝
По итогам беседы изложите в письме все договоренности, сроки и суммы, и попросите обязательного письменного подтверждения от собеседника. Или попросите его прислать такое письмо.
В дальнейшем вы сможете обратиться к переписке для уточнения договоренностей.
5️⃣ При обсуждении цифр (доходов, прибыли, оплаты ваших услуг и пр.), обязательно уточняйте возможную амплитуду (от… до…) и условия реализации каждого варианта.
А ещё - обязательно обозначьте свой минимум, ниже которого вы не готовы договариваться!
На кого обратить особенное внимание?
‼️ Особенно аккуратно нужно относиться ко всем вышеперечисленным моментам, если ваш собеседник:
- манипулирует вами в разговоре (пытается взять на слабо, вводит элементы шантажа, случайно или специально задевает вас своими комментариями);
- так часто иронизирует/саркастирует, что становится непонятно, где шутки, а где серьёзный разговор;
- часто применяет фразы «вы не так поняли», «я не это имел в виду», «не в том смысле» и пр.;
- без очевидных на то показаний резко меняет тему разговора/оставляет без ответа ваши вопросы;
- жалуется (ругает, высказывает претензии) на прошлых партнеров или в целом говорит, что все пытаются его обмануть;
- прямо в разговоре меняет мнение (в том числе на противоположное);
- заваливает вас информацией, не имеющей прямого отношений к разговору, постоянно сыплет большим количеством цифр, названий, терминов, аббревиатур;
- легко соглашается на невыгодные для него договорённости.
А вы встречаетесь с такими ситуациями?