У романа Андрея Геласимова «Год обмана» отличная аннотация. Лауреат Парижского книжного Салона 2005 года, ученик Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя создал произведение по мотивам французской комедии «Игрушка» с Франсуа Перреном, но в декорациях лихих 90-х в России. Герои-схемы, информативный язык, надуманный сюжет о том, как богатые тоже плачут, не верят, так как сами обманывают.
«Шедевр», переведенный на 13 языков, меня не сразил. Всемогущий московский бизнесмен Павел Петрович после развода с женой Леной беспокоится о сыне Сергее, его замкнутости, увлечении виртуальной жизнью, отсутствии у мальчика желания кутить на полную катушку в кругу «золотой молодежи». Павел Петрович нанимает на работу Михаила Воробьева, уволенного офисного сотрудника, чтобы сделать из Сергея человека - научить драться, пить, общаться с женщинами…
На «Лендровере» Павла Петровича Михаил чувствует себя Богом московских улиц, но тусовки, куда попадают герои, примитивно-скучные. Проводы бывших студентов в армию должны приобщить Сергея к «сдержанному мужскому горю и проникновенному сочувствию товарищей». Чтобы армия не испортила необоснованными иллюзиями ребят, они ищу способ «откосить» - сломать руку или ногу, но в результате в травматологии оказывается пьяный дембель, а оболтусы в армии.
Не менее картонной выглядят дела сердечные героев: в трамвай Сергей познакомился со студенткой театрального института Мариной – русской Одри Хепберн, живущей в Кузьминках с отцом, торгующим на рынке, и младшим братом. История вполне очевидная: Воробьеву все больше нравится Марина, он должен покорить ее сердце, а Сергея отец женит на девушке его круга – Паоле, дочери итальянского бизнес-партнера.
Но автор накручивает станицу за страницей, описывая конные прогулки под Москвой, путешествие по Италии, репетиции «Вишневого сада», притягивая за уши чеховский сюжет к реалиям 90-х. Марина после смерти отца прячется на даче с братишкой, а Саша-Мерседес, отнявший деньги ее отца, оказывается пленником Воробьева. Это не мешает ей с однокурсниками репетировать выпускной спектакль, где Марина играет Шарлотту. Все это напоминает предновогодний карнавал, где взрывается не фейерверк, а «Лендровер» Павла Петровича, но щедрый бизнесмен тут же предлагает нерадивому сотруднику новое авто, хотя плохому он Сережу не научил, итальянскую помолвку расстроил, Марину отбил.
Чтобы показать глубину переживаний героев, Андрей Геласимов использует дневники и письма. Неужели в письме Павла Петровича Лене в Швейцарию ответ на вопрос: как Воробьев изменил жизнь их семьи? Держа на коленях Мишу, братика Марины, Павел Петрович понимает, что нужно было рожать еще детей, мальчиков и девочек, не думая, какими они вырастут потом, главное, чтобы дети были, их можно было держать на коленях. Все это письмо – обман от начала до конца. Павел Петрович, вы и Сережу перепоручаете другим людям, он растет на обочине вашего дела, сможете ли вы что-то дать Лене или другим детям?
В дневнике Сережи мы читаем, каким свободным он был, когда убежал от охраны и познакомился с Мариной, а получается, что это тоже самообман: Сережа так и остался тенью отца, замкнутым и одиноким.
Кто в романе «Год обмана» Андрея Геласимова не лжет?
Что, по-вашему, отражают обложки книги?
Пишите отзывы, читайте канал "Фильмокнижие"