Найти тему
Фильмокнижие

Сегодня убежал от охраны. Давно хотел, но получилось только сейчас

У романа Андрея Геласимова «Год обмана» отличная аннотация. Лауреат Парижского книжного Салона 2005 года, ученик Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя создал произведение по мотивам французской комедии «Игрушка» с Франсуа Перреном, но в декорациях лихих 90-х в России. Герои-схемы, информативный язык, надуманный сюжет о том, как богатые тоже плачут, не верят, так как сами обманывают.

Андрей Геласимов
Андрей Геласимов

«Шедевр», переведенный на 13 языков, меня не сразил. Всемогущий московский бизнесмен Павел Петрович после развода с женой Леной беспокоится о сыне Сергее, его замкнутости, увлечении виртуальной жизнью, отсутствии у мальчика желания кутить на полную катушку в кругу «золотой молодежи». Павел Петрович нанимает на работу Михаила Воробьева, уволенного офисного сотрудника, чтобы сделать из Сергея человека - научить драться, пить, общаться с женщинами…

На «Лендровере» Павла Петровича Михаил чувствует себя Богом московских улиц, но тусовки, куда попадают герои, примитивно-скучные. Проводы бывших студентов в армию должны приобщить Сергея к «сдержанному мужскому горю и проникновенному сочувствию товарищей». Чтобы армия не испортила необоснованными иллюзиями ребят, они ищу способ «откосить» - сломать руку или ногу, но в результате в травматологии оказывается пьяный дембель, а оболтусы в армии.

-2

Не менее картонной выглядят дела сердечные героев: в трамвай Сергей познакомился со студенткой театрального института Мариной – русской Одри Хепберн, живущей в Кузьминках с отцом, торгующим на рынке, и младшим братом. История вполне очевидная: Воробьеву все больше нравится Марина, он должен покорить ее сердце, а Сергея отец женит на девушке его круга – Паоле, дочери итальянского бизнес-партнера.

Но автор накручивает станицу за страницей, описывая конные прогулки под Москвой, путешествие по Италии, репетиции «Вишневого сада», притягивая за уши чеховский сюжет к реалиям 90-х. Марина после смерти отца прячется на даче с братишкой, а Саша-Мерседес, отнявший деньги ее отца, оказывается пленником Воробьева. Это не мешает ей с однокурсниками репетировать выпускной спектакль, где Марина играет Шарлотту. Все это напоминает предновогодний карнавал, где взрывается не фейерверк, а «Лендровер» Павла Петровича, но щедрый бизнесмен тут же предлагает нерадивому сотруднику новое авто, хотя плохому он Сережу не научил, итальянскую помолвку расстроил, Марину отбил.

-3

Чтобы показать глубину переживаний героев, Андрей Геласимов использует дневники и письма. Неужели в письме Павла Петровича Лене в Швейцарию ответ на вопрос: как Воробьев изменил жизнь их семьи? Держа на коленях Мишу, братика Марины, Павел Петрович понимает, что нужно было рожать еще детей, мальчиков и девочек, не думая, какими они вырастут потом, главное, чтобы дети были, их можно было держать на коленях. Все это письмо – обман от начала до конца. Павел Петрович, вы и Сережу перепоручаете другим людям, он растет на обочине вашего дела, сможете ли вы что-то дать Лене или другим детям?

-4

В дневнике Сережи мы читаем, каким свободным он был, когда убежал от охраны и познакомился с Мариной, а получается, что это тоже самообман: Сережа так и остался тенью отца, замкнутым и одиноким.

Кто в романе «Год обмана» Андрея Геласимова не лжет?

Что, по-вашему, отражают обложки книги?

Пишите отзывы, читайте канал "Фильмокнижие"