О Кате Лычевой вы наверняка слышали. Это та самая девочка, которая в 1986 г. как посол мира побывала в США. Визит ее состоялся как ответный после такого же приезда – но в СССР посла мира девочки-американки Саманты Смит.
После посещения Соединенных Штатов в период холодной войны русская пионерка стала довольно популярна на многих континентах. В то время и взрослые-то редко ездили в государство, которое было нашим идеологическим врагом. А уж дети и тем боле могли попасть туда разве что в составе семей дипломатов.
Повзрослев, Катя получила приличное образование и переехала вместе с родителями жить в Париж.
Некоторые СМИ даже поговаривали, что Катерина вышла замуж за арабского шейха. Но, скорее всего, эти сведения можно списать на издержки времени: как раз пошла популярность на разного рода желтуху.
А вот АвтоВАЗом Катя Лычева, действительно, руководила: начиная с 2005 г. она 4 года была там не просто какой-нибудь девочкой на побегушках, но сразу – аж вице-президентом.
Поговаривали, будто ее выдвижению способствовал глава АвтоВАЗа в то время – Борис Алешин.
И вот тут мы поставим вопрос, сформулированный в заголовке этой статьи: может ли женщина управлять АвтоВАЗом?
В принципе, бэкграунд у Катерины на момент ее выдвижения главой АвтоВАЗа был вполне неплохой: менеджерские должности в Центре содействия иностранным инвестициям в Париже, работа заместителем начальника управления Минтрудсоцразвития России…
Так что как управленец она имела и соответствующее образование, и профессиональный опыт, причем международный.
Кроме того, она прекрасно владеет иностранными языками и замечательно может контактировать с разными людьми (что в том числе учитывалось и при выборе ее как посла мира в советское время).
Но, пожалуй, главное, из чего исходили выдвигавшие ее на должность вице-президента АвтоВАЗа, – это мировая известность девушки.
За возможность иметь у себя в числе руководителей бывшего посла мира нашей страны АвтоВАЗ платил немало: по сведениям прессы, зарплата Кати Лычевой на этой должности была ни много ни мало… порядка 1 млн руб. И не думайте, что это годовой доход. Нет, это заработок в месяц.
Не даром девушка в те годы не просто не бедствовала, но и могла покупать недвижимость.
Кстати, собственно в Тольятти у нее не было постоянной регистрации. И заводом она руководила наездами, хоть и немало проводя времени в этом городе. Вот и задумаешься: то ли это такой современный стиль космополитичного руководителя, то ли это руководитель для красоты – приехал, приятно пообщался с людьми, немножко поуправлял, расписался в ведомости за зарплату и уехал дальше по своим делам?
В принципе, действительно, в последнее время подобный стиль не совсем глубокого управленца стал распространяться все больше. Человека порой берут для статусности. А работают остальные.
Я ни в коем случае не хочу сказать ничего плохого про Катюшу. Вот коллеги в интервью КП характеризовали ее как «образованную женщину, умную, воспитанную». Да и некоторые должности, вроде Катиной, подразумевают, что работник не обязательно вникает глубоко в продукт, который выпускает его предприятие. Вот для Лычевой важно было, например, наводить контакты с иностранными коллегами – и она это делала хорошо, иностранцы отлично с ней общались.
Так вот разбиралась ли Катерина собственно в том, чем руководила: в машинах?
Конечно, базовый уровень каких-то знаний у нее есть. Она даже сама машину водит.
И в целом, даже при ее гуманитарном образовании, интерес к технике у Кати имеется. Так, поговаривают, что в последние годы она занимается фондом, созданным на основе конференции «Юные техники и изобретатели».
Когда глава завода Борис Алешин ушел с руководящего поста, Катя Лычева ушла тоже. По другой версии, связи с уходом главы АвтоВАЗа не было, просто Катя как раз ушла в декретный отпуск – и с концами.
И с тех пор ее след теряется. Нет, она как бы есть… но ее как бы нету: предпочитает, что называется, «не светиться», по мероприятиям особо не ходит, интервью не дает или дает скуповато и неохотно. Проживает то в Москве, то в Париже.
Вот так закончился период АвтоВАЗа, связанный с женщиной-управленцем.
Впрочем, историй, связанных с авто, у самой Кати еще хватало. Так, на волне ее популярности у девушки всегда было много поклонников. И один из них, чтобы завоевать ее, решил оставить Катю ночевать у себя дома. А чтобы не сбежала, даже проколол шины ее автомобиля. Как развивались события дальше, история умалчивает. Но оба участника событий почему-то вспоминать об этом очень не любят.
Подводя итог, скажем, что при решении вопроса, может ли женщина руководить чем-то, связанными с машинами – таким мужским делом, надо:
1) отвлечься от предрассудков, будто женщина и машины – «две вещи несовместные»;
2) понимать, что на каждой должности – свои важные функции… и для некоторых вполне достаточно базового уровня знания машин и необязательно глубоко разбираться, что такое водяной насос и чем тормозной суппорт отличается от прокладки впускного коллектора. ))
А как считаете вы? ;)