Найти в Дзене
56-я Параллель

Как так получилось, что китайский истребитель Shenyang J-15 является фактической копией российского палубника Су-30МКК

Советский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель 4-го поколения Су-27 разрабатывался для завоевания превосходства в воздухе и для противодействия непосредственно американским истребителям, такими как Grumman F-14 Tomcat и McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Shenyang J-11/16
Shenyang J-11/16

Когда в 1989 году Советский союз был близок к распаду, Китай воспользовался моментом, а именно возможностью обеспечить производство своих лицензированных истребителей Су-27.

Советский союз, стремившийся продавать Китаю свои новейшие истребители, уже не имели выбора, так как находился в преддверии надвигающейся экономической катастрофы.

Так что китайцы быстро приступили к производству своих собственных лицензированных Сушек под обозначением Shenyang J-11. Затем усовершенствовали конструкцию и разработали на его базе то, что впоследствии и стало ударным вариантом, модификация которого проходила под обозначением, как Shenyang J-16 .

В отличие от других истребителей, которые Китай использовал в то время, Су-27 принес с собой в поднебесную передовые технологии и новейшую систему авионики, которые они без зазрения совести внедрили в производство своих новых самолетов.

А что же китайские истребители Shenyang J-15, палубная модификация Су-30МКК. Shenyang J-15 до сих пор служат в качестве основного самолета на авианосцах поднебесной. Как так получилось, что китайский истребитель Shenyang J-15 является фактической копией российского палубника Су-30МКК и Су-33.

Изначально Китай с Россией должны были заключить контракт на поставку и дальнейшее обслуживание Су-30МКК, в том числе и вооружения для этих истребителей.

После показательных испытаний Су-30МКК, ВМФ Китая, конечно же все устроило. Договор был подписан на поставку 45 бортов, и китайские военные благополучно забрали в 2000 году первую партию 7-ми российских палубных истребителей Су-30МКК со штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги.

Но вот после этого началось самое интересное, так как образец Су-30МКК отправили на авиазавод в Шеньян, где конструкторов озадачили китайской национальной идеей, скопировать его под имеющееся у них китайское вооружение и двигатели.

И именно скопировать, выдав истребитель Shenyang J-15 за самолет собственной разработки. Мастера копирования поднебесной, которые уже неоднократно имели дело с советскими истребителями, дают положительный ответ Министерству обороны НОАК.

Китайский палубный истребитель Shenyang J-15
Китайский палубный истребитель Shenyang J-15

Понимая, что это сотрудничество приведет к утечке секретных российских разработок, Китаю отказывают, разрывая все прежние контракты, в том числе и на поставку палубных истребителей Су-30МКК, сумма которого составляла около $2-х млрд. Отзывают самолеты и предпочитают больше не возвращаться к этой теме.

После такого отказа России, китайцы не сдались и выкупили у Украины прототип Су-33, который впоследствии был основательно изучен. Вследствие чего Китай опять обращается к России, с просьбой заключить контракт на закупку документации и производственной линии для производства лицензированной копии Су-33, где их так же ждало разочарование.

Но все равно следствием их трудов и обманных манипуляций, стал истребитель Shenyang J-15, которому присущ и дизайн и технологии складывающегося крыла Су-33.

Так же внешний вид, в сочетании с несколькими китайскими усовершенствованиями, такими как добавление большего количества композитных материалов, для снижения общего веса, говорит о том, что самолет неоднократно подвергался модификации.

Но вот если бы Китай добился своего, он бы сегодня шлепал свои копии наших лучших в мире Сушек и завалили бы ими многие страны, отобрав у России огромный кусок пирога.

С технической же точки зрения J-15 может считаться более совершенным, чем американский истребитель перехватчик F-15, а так же является более быстрым, но вот до Су-33 и Су-35 ему до сих пор еще далеко.

Летающий с более высокой скоростью и большей максимальной нагрузкой, Китай был рад заявить, что в случае воздушного боя между истребителями J-15 и американским истребителем F-15, несомненно победит китайская версия.

Но проблема в том, что для эксплуатации J-15 китайские авианосцы сильно усложнены своими пусковыми системами. Китайская устаревшая система катапульты и аппарели авианосца Ляонин, предназначенные для запуска истребителей, серьезно ограничивают максимальный эксплуатационный вес истребителя. Тем самым значительно снижают общий боезапас J-15, который он мог бы взять для выполнения боевой операции.

Новые разрабатываемые авианосцы для китайских ВВС обещают предусмотреть электромагнитную катапульту, аналогичную той, которая используется на американских авианосцах типа Форд.

Но вот проблема в том, что J-15 может не дожить до тех пор, пока будет обслуживаться на таком корабле, так как китайская авиационная промышленность не стоит на месте.

На сегодняшний день на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступают новейшие образцы истребителей Сhengdu J-20, а на подходе и истребитель 5-го поколения Shenyang J-31, который считается копией палубного истребителя F-35С.