Найти в Дзене

Истинная форма

Что такое вообще форма? О ней много говорят художники и даже иногда называют друг формалистами. Противопоставляют содержание и форму.

Попробуем всё это забыть и представим «форму» предельно просто: как формочку для печенья или формочку для песка. Очень похожи на эти формочки рамки и вкладыши Монтессори, о которых я уже упоминал в статье «Про азбуку и грамоту». Трехлетние дети отлично понимают, что это такое.

И не только в продвинутых и дорогих садах Монтессори, но и в обычных детских садах проводятся занятия по аппликации из цветной бумаги.

Чтобы сделать аппликацию, надо вырезать один или несколько кусочков бумаги определенной формы и приклеить их к фону другого цвета. Из этого может получиться детская поделка, но вырезки бывают и очень сложные и мастерские. Например, вырезанием силуэтов занимался известный художник 19 века граф Федор Толстой.

Ф.Толстой. Охота на оленя. Эрмитаж. Источник: https://babs71.livejournal.com/358434.html
Ф.Толстой. Охота на оленя. Эрмитаж. Источник: https://babs71.livejournal.com/358434.html

Если подумать и поискать, то найдется ещё два похожих искусства – это инкрустация и витраж.

BOULLE, André-Charle. Cabinet. 1675. Источник? https://ru.artsdot.com/@@/8XZAYN-Andr%C3%A9-Charles-Boulle-%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
BOULLE, André-Charle. Cabinet. 1675. Источник? https://ru.artsdot.com/@@/8XZAYN-Andr%C3%A9-Charles-Boulle-%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Шартрсуий собор. фрагмент витража. 12 век. Иллюстрация из Википедии
Шартрсуий собор. фрагмент витража. 12 век. Иллюстрация из Википедии

В одном случае изображение собирается из плоских форм, вырезанных из дерева или камня, в другом из стекла. И получается, что графика и похожие на неё искусства, в отличие от скульптуры, состоящей из объёмных форм, состоит из плоских форм.

Как же справиться с этими формами, как с ними работали художники? Лучше всего это демонстрируют фигуры персонажей вазописи Древней Греции. Одновременно с рассматриванием образцов древнего искусства будет полезно изучить механику движения форм на примерах, которые я давал в статье «Движение фигуры в три четверти».

Важно затем понять, чем отличаются фигуры античной вазописи от фигур, созданных художниками эпохи Возрождения в их монументальных росписях. Наряду с позами, вполне традиционными для античности, у этих мастеров появляются фигуры в ракурсах. Что же такое ракурс?

Ракурс это такая проекция фигуры, в которой происходит сокращение осей составляющих ее форм.

Что такое формы, точнее говоря, плоские формы, мы, кажется, разобрались. Но откуда же взялись ещё и оси форм? В механике движения как фигуры реального человека, так и её плоской модели решающее значение имеют центры вращения, которые находятся в области суставов. Так вот, центры вращения соединяются между собой прямыми линиями, которые и называются осями форм.

Хотя плоская модель имеет очень широкий диапазон движений, однако составляющие ее формы в процессе этих движений не изменяются, и сокращение их осей не происходит.

Оси форм, составляющих фигуру человека. Рисунок автора. Оси выделены цветным контуром
Оси форм, составляющих фигуру человека. Рисунок автора. Оси выделены цветным контуром

Но если сократить оси отдельных форм или всю фигуру сразу, то как раз и получится ракурсное изображение. Причем эти сокращения вовсе не обязательно связаны с линейной перспективой. Они могут получаться и в результате прямоугольной проекции, которая применяется в чертежах. Как это происходит, можно посмотреть на некоторых рисунках Альбрехта Дюрера.

Иллюстрация из трактата А.Дюрера "Четыре книги о пропорциях". 1528 г.
Иллюстрация из трактата А.Дюрера "Четыре книги о пропорциях". 1528 г.

Хрестоматийным примером ракурса является картина Мантеньи «Мёртвый Христос».

А.Мантенья. Мертвый Христос. 1500 г.  Исходная репродукция заимствована из Википедии. Схема осей форм построена автором.
А.Мантенья. Мертвый Христос. 1500 г. Исходная репродукция заимствована из Википедии. Схема осей форм построена автором.

Исследователи обычно отмечают, что ложе, на котором лежит тело Христа, построено сходящимися линиями по правилам перспективы. В то же время размер головы пропорционально точно соответствует размерам стоп, – он не сокращен в перспективе. То есть перспектива на фигуру не действует, а ракурс есть: сокращены оси форм.

Если бы Мантенья нарисовал фигуру в перспективе, ее искажения показались бы зрителям 15 века просто чудовищными. Такое и сейчас – дурной тон - манера изображения, которую позволяют себе только некоторые художники комиксов. И без применения перспективы стереоэффект на картине Мантеньи получился довольно сильным.

Как правило, художники стараются избегать таких рискованных эффектов. Однако есть разновидность монументальных композиций, которая стимулирует применение ракурсов. Это роспись потолков. Один из характерных примеров фигура, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

Микеланджело. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. 1508-1512. Источник: https://sharingtravelmemories.com/vatican-city-the-vatican-museums-and-the-sistine-chapel/
Микеланджело. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. 1508-1512. Источник: https://sharingtravelmemories.com/vatican-city-the-vatican-museums-and-the-sistine-chapel/

Кажется, что ноги фигуры свешиваются с потолка.

Еще интереснее выглядит более поздний образец росписи плафона виллы Пизани работы Джованни Баттиста Тьеполо. Создается эффект прорыва потолка в небо, и в этом свою роль сыграли ракурсы фигур.

Роспись плафона виллы Пизани работы Джованни Баттиста Тьеполо. 1760 г. Источник: https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/t/tiepolo/gianbatt/7_1760s/index.html
Роспись плафона виллы Пизани работы Джованни Баттиста Тьеполо. 1760 г. Источник: https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/t/tiepolo/gianbatt/7_1760s/index.html

Строго говоря, никакими построениями истинную объемную форму передать с помощью проекции на листе бумаги, стене или потолке невозможно. Это и не предполагается: для объемных форм есть такое искусство, как скульптура.

Но как изобразить фигуру на плоскости с наименьшими искажениями, придумали еще древние художники. И это делается очень просто, без «наворотов» эпохи Возрождения.

И это то, что нужно знать художнику в первую очередь.

Современныя стилизация под греческую вазопись. Автор мне неизвестен. Источник: https://hqtexture.com/vektory/other/7036-temnye-vintazhnye-fony-s-ornamentami-vintage-dark-background-and-ornaments-in-vector.html
Современныя стилизация под греческую вазопись. Автор мне неизвестен. Источник: https://hqtexture.com/vektory/other/7036-temnye-vintazhnye-fony-s-ornamentami-vintage-dark-background-and-ornaments-in-vector.html

_

На обложке: Флорентийская мозаика на дверце кабинета. Эрмитаж. Источник: https://vladimirkrym.livejournal.com/4895052.html?utm_source=3userpost