Найти в Дзене
Море. Музыка. Туризм.

За Жигулями в Голландию в 1994. Где и как покупать - не знал, но все удалось, включая возвращение на "Ладога-17" из Роттердама.

В 1990-е годы году я работал переводчиком на одном из проектов TACIS. TACIS - это общее название группы проектов Европейского сообщества по помощи России. Помогали советами, технологиями, знаниями и деньгами. Наш проект был посвящен молочной промышленности. Мы базировались на Пискаревском молочном заводе в Петербурге и наши специалисты, голландцы и датчане, внедряли новые современные технологии и частично оборудование. Работали как с самим заводом, так и с поставщиками молока, совхозами и колхозами.

И вот, в рамках программы обучения, в 1994 году был организован учебный выезд группы специалистов из совхозов и с завода в Данию и Голландию. Посмотреть и поучится. Я поехал переводчиком. Целыми днями мы посещали молочные фермы, заводы и лаборатории и перенимали передовой опыт, прерываясь иногда на культурную программу – посещение местных достопримечательностей, посиделки в ресторанах под тосты за дружбу и сотрудничество, шоппинг и совместные встречи российской делегации вечером у кого-нибудь в гостиничном номере.

С коровками где то в Дании
С коровками где то в Дании

Несмотря на насыщенную программу, у меня было еще одно тайное желание. Я хотел купить машину. В 1990 я уже был в Дании, видел там много Жигулей на дорогах и в продаже, но денег не хватало. (Об этой поездке я писал вот тут). План был весьма фантастический. Где я ее найду? Когда буду этим заниматься? Как я вернусь – я же с группой.

Наши
Наши

Права у меня были – я получил их за два года до поездки, но никакого опыта вождения. Вообще, ноль. В семье была машина, ВАЗ-21011, я ездил на ней пару раз, но не более. Деньги я собрал, около 2000 $. Речь шла только о Жигулях – в 1994 году иномарка по прежнему была в новинку, как ее чинить и где брать запчасти было совершенно непонятно. С Жигулями все было более-менее ясно и реэкспортный вариант тогда высоко ценился.

Лады на дорогах Дании, снимал в Дании в 1990
Лады на дорогах Дании, снимал в Дании в 1990

До приезда в Утрехт шанса заняться вопросом не было. Но вот – подвернулся случай! В Утрехте был главный офис голландской компании, которая организовывала поездку. Соответственно, я знал там людей, в том числе и молодых девушек - секретарш, ровестниц, с которыми около года переписывался, решая организационные вопросы.

Голландские коллеги, сотрудницы офиса
Голландские коллеги, сотрудницы офиса

Когда мы встретились в офисе, они немедленно пригласили меня на важнейшее событие в бар. Шел Чемпионат Европы по футболу и в этот день играли сборные Голландии и Бельгии. Как вы понимаете, событие более чем важное для всех голландцев. Моя группа молочных специалистов засела в номере перед телевизором, а я пошел с девчонками.

Болеем
Болеем

И!!! Голландия проиграла! С горя все решили напиться. Думаю, что в случае выигрыша сценарий был бы тот же. Большой компанией мы пошли к одному парню, который жил в мансарде и всю ночь переживали проигрыш, что не мешало нам жутко веселиться прямо на крыше дома, где он жил.

Фото с вечеринки на крыше
Фото с вечеринки на крыше

Под утро, практически перед тем, как отправится в отель, я рассказал новым голландским друзьям о своем тайном желании. Мне сунули в руки местную газету, обведя ручкой раздел объявлений о продаже машин.

Проснувшись, с больной головой, я изучил объявления и увидел, что Лада представлена в одном экземпляре. ВАЗ -2105, белая. Неплохо, неплохо, по сравнению с семейной «одиннадцатой» - просто люкс. Но я ничего не понимаю в машинах. Нужен советчик. На завтраке я обратился к одному из специалистов из нашей группы, директору большого совхоза в Ленинградской области. У него уже тогда была Форд Сиерра, явно, человек понимает в автомобилях. Он согласился, я созвонился с владельцем и вот она, белая Лада. Выглядела роскошно. Велюровый салон, еще какие то модные западные штучки.

Вот она, красавица, уже на погрузке в порту
Вот она, красавица, уже на погрузке в порту

Директор осмотрел и сказал, что надо брать. Брать, так брать. Я договорился с владельцем, молодым парнем, что машина постоит у него недельку, пока мы закончим учебную программу и в какой то момент, собравшись с духом, сообщил голландским боссам о произошедшем. Мягко говоря, они были недовольны. Но делать то нечего. Мы договорились, что я доведу группу до конца, провожу их до паспортного контроля в аэропорту Амстердама и буду свободен.

часть нашей группы. Где то в Голландском городке на мосту.
часть нашей группы. Где то в Голландском городке на мосту.

Мой план был в том, чтобы погрузить машину на грузовое судно в порту в Голландии и вместе с ней вернуться домой. Я это придумал не сам, кто-то рассказал, что такое возможно. Еще до поездки я позвонил в Северо-Западное речное пароходство, где мне подтвердили, что такое возможно и дали контактные телефоны. В предыдущей статье, где я писал о поездке за «семеркой» для папы, было много комментариев, что это все невозможно, без паспорта моряка на судно не попасть, что я дал кому то «в лапу» и т.д. Еще раз повторяю – никакого отношения к пароходству и вообще к морской индустрии я не имел, блата не было, просто позвонил по общему телефону.

Ладога 17
Ладога 17

И вот, поездка окончена, группа улетела и я один стою в аэропорту. Действовать! Сначала – продлить визу. О годовых визах тогда никто не слышал, их давали только на срок поездки и, соответственно, назавтра она заканчивалась. Пошел в полицию и продлил. Где я нашел эту полицию, уже не помню, Интернета то не было. Позвонил в пароходство – да, ок, держите курс на Роттердам, туда придет Ладога-17, причал такой то, грузитесь. Потом в Утрехт, на поезде. Вот она, беленькая. Прошу экс-владельца развернуть мне машину в сторону автострады на Роттердам – водить то я практически не умею. И вот – поехал!

Голландские дороги 1990х.
Голландские дороги 1990х.

Сначала я просто ехал, неважно куда, просто, чтобы осознать, что я еду. Потом стал думать, куда ехать. В Голландии отличная система дорожных указателей, лучше я не видел. Благодаря ей через 15 минут я уже ехал по автостраде в Роттердам.

На дорогах Голландии
На дорогах Голландии

Даже не ехал, а гнал, где то со скоростью 110 км\ч, чтобы удержаться в потоке. Машину всю трясло. Меня тоже. Один из поворотов по дороге я практически пропустил, но успел заметить и предпринял меры – выпученные глаза, размахивание руками в открытое окно и громкие гудки помогли исправить ошибку. И вот – я в порту, молодец, герой, и вот она – Ладога 17.

Все забито машинами
Все забито машинами

Чего еще желать! Но нет, жизнь непроста. Капитан сообщает, что разгрузка-погрузка займет не меньше, не помню, 3 или 5 дней. Надо ждать. А ждать – это где то жить, что то есть. Денег нет, ну ладно, как то перебился. И вот – погрузка! Судно уже забито машинами моряков, сплошные иномарки. Жигули только у пассажиров – это я и Паша, у которого «семерка». Нас ставят на самый верх, на контейнеры, вручают тросы (или веревки) и указывают закрепить получше.

Идем в Питер. Крыша моей машины видна на контейнере. Погода шепчет.
Идем в Питер. Крыша моей машины видна на контейнере. Погода шепчет.

Дальше 5 дней кайфа. Погода – лучше не бывает, штиль и солнце. В Кильском канале, в дьюти-фри куплено, все, что надо, и оно употребляется каждый вечер, с гостями из числа команды. А так – солнечные ванны на палубе и осмотр морских пейзажей.

Стоим в шлюзе, общаюсь с немецкими яхтсменами.
Стоим в шлюзе, общаюсь с немецкими яхтсменами.

Через 5 дней Питер. Где то ночью, часа в 3-4, Лада в последний раз взмывает в воздух и опускается на российскую землю. Она вернулась на родину. Я тоже. Меня встречает отец и где то около часа мы стоим с ним перед разведенным мостом Лейтенанта Шмидта. Белые ночи, белая машина. Это было счастье.

Именно там, у моста, появилась мысль о новом путешествии за машиной для папы. Это все было реализовано уже через полгода, читайте о новых приключениях в портах и на дорогах Голландии и Германии тут.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь ссылкой на материалы - дальше только интересней!