Обследование общей произвольной моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Вдруг, из-за двери появился зайчик (Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с. производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение).
У него в руках были маленькие разноцветные камушки. Зайчик разложил камушки на полу и собрал красивую картинку (Выложить узор мозаики).
Неожиданно картинка ожила. Это оказался портал в волшебную страну. Принц и Принцесса оделись (Самостоятельно застегнуть пуговицы) и шагнули в открывшийся портал.
Они оказались посреди большой поляны, на которой росли необычайной красоты цветы. Принц захотел сделать из этих цветов бусы для Принцессы (Нанизывать на нитку бусинки).
Он подошел к Принцессе, закрыл ей глаза (Стояние в течение 15 с. с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус) и надел бусы ей на шею. Принцессе очень понравился подарок.
Вдруг, ей на нос упало что-то очень маленькое. Это оказались капельки росы, и Принцесса решила их убрать (Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук по очереди кончика носа. Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом - кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания).
Неожиданно из одного из цветов показалось маленькое существо. Это была фея. Принц и Принцесса с ней поздоровались, но так как фея очень маленькая они здоровались пальчиками (Соединить пальцы одной руки с пальцами другой).
Фея захотела показать гостям свое царство и пригласила Принца и Принцессу прогуляться. Фея привела гостей к небольшой старенькой избушке, заросшей травой. Здесь жил Леший. Принц и Принцесса с ним поздоровались (Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным).
Леший попросил гостей помочь ему убрать сорняки в его саду (Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 палочек).
Принц и Принцесса ему помогли, а за это Леший показал, как он выращивает цветы (Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради).
Цветы тут же распускали свои бутоны, а внутри просыпались феи. Но феи не ожидали увидеть Принца и Принцессу и спрятались в цветы (Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке). Но тут же выходили обратно.
Принц и Принцесса долго гуляли по саду лешего. Но им нужно было возвращаться домой. Тут появился зайчик и открыл им новый портал (Обследуемому предлагается в течение 10 с. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз).
Задания оценивается по трем уровням: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – дети не справляются с заданием, действия выполняют при помощи взрослого.
Средний уровень – допускают ошибки во время действий, могут самостоятельно их исправить.
Высокий уровень – действия самостоятельны.
При обследовании моторных функций и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.