Найти тему
Литературный уголок

Искусство и капитализм

"Банан" Маурицио Кателлан
"Банан" Маурицио Кателлан

Твой талант - товар. ©

Капитализм выступает еще более мощным цензором, чем любой тоталитарный режим. Мощным и бессмысленным, потому что у капитализма нет идеологии, есть только потребность копить, копить, копить… и искусство, создаваемое в капиталистической стране, вынуждено быть одним из винтиков этого процесса.

Если бы можно было отделить искусство от человека, исчезла бы сразу куча проблем. Но, т. к. оно является сублимацией и рефлексией конкретного индивида, думать нужно в первую очередь о положении художника, музыканта и т. д. как конкретного человека, живущего при тех или иных правилах.

Можно сказать, что при таком раскладе существование искусства при любом режиме не легко. Так или иначе, нужны связи, или совпадение времени и идеологии с твоим продуктом. Но сегодня речь о самом актуальном на данный момент режиме — капитализме.

Нам усердно продолжают внушать, что мы и только мы выбираем современных знаменитостей. Мы решаем, к кому идти на концерт, мы решаем, кого смотреть на ютуб, мы решаем, на какую выставку идти. Решаем? А не иллюзия ли это?

Мы идем на группу, рекламу которой мы увидели. На фильм, рекламу которого нам показали. Мы слышим имя художника, о котором говорят. На пиар-кампанию уходят миллионы. Все, чтобы продукт не провалился, не остался незамеченным.

В то же время, потребности современного потенциального потребителя искусства значительно выросли по сравнению даже с началом 21 века. Теперь если новая группа — то с уже записанными в хорошем качестве треками, если блогер — то у него должна быть яркая картинка и хорошая камера. Момент возможности развития с нуля в современном мире нивелировался. И если раньше можно было начать с пары песен, записанных у друга в гараже, сейчас изволь арендовать студию и записать полный альбом. А еще, желательно, и клип. Наглядный пример «выстрелившей» группы — Кис-кис. Когда о них заговорили, у ребят был полноценный альбом и качественный клип.

Отсюда же растут и корни идей, которые несет современное популярное искусство. Реклама, медиа играют на том, что большинство радостно и активно потребляло на протяжении долгого времени: секс, наркотики, веселье. Полный эскапизм, смотри, как мы круто живем, давай с нами.

Тем самым «тру-искусство» вырождается, остаются те, кто может оплатить себе разгон и обеспечить популярность. Нет, не ты выбираешь, что тебе слушать. Тебя давно просканировали и выбрали, что понравится именно тебе. За это заплатили, чтобы потом ты платил и платил им за иллюзию своего выбора.