21 августа знаменательное для российской судостроительной отрасли событие произошло в Турции. На верфи Kuzey Star был спущен на воду первый паром проекта CNF19M для Балтийского моря. Строительство судна ведётся в кооперации с Невским судостроительно-судоремонтным заводом (г. Шлиссельбург, Ленинградская область).
Судно, названное "Маршал Рокоссовский", является головным в серии из двух железнодорожных паромов проекта CNF19M, строящихся для линии Усть-Луга – Балтийск. Невский #завод был выбран единственным исполнителем работ согласно правительственному распоряжению от декабря 2018 года. Стоимость контракта, заключенного между заводом и ФГУП "Росморпорт", составила 5,1 млрд рублей.
Закладка первого судна "Маршал Рокоссовский" под строительным номером 191 состоялась в октябре 2018 года. Второй паром, получивший имя "Генерал Черняховский" (строительный номер 192), был заложен в апреле 2019 года.
Разработчиком проекта CNF19M является небезызвестное на рынке "Морское Инженерное Бюро". Из последних схожих #проектов компании следует отметить, в первую очередь, #паромы CNF11CPD, строящиеся на Амурском заводе для дальневосточной линии Ванино – Холмск, и проект CNF18C для Каспийского моря.
Паромы для Балтики имеют несколько большие размерения и уникальную энергоустановку. Главной особенностью новых судов проекта CNF19M является возможность работы на сжиженном природном #газе (СПГ). Двигатели как главной, так и вспомогательной энергоустановки в качестве топлива могут использовать дизельное топливо с содержанием серы не более 0,1% и СПГ. Для паромов, которые будут работать в РФ, это первый случай.
Выбор более экологичных двухтопливных двигателей повлёк за собой и ряд дополнительных решений для обеспечения безопасной работы с СПГ. Так, в проекте предусмотрены двойные трубопроводы, вентиляционные клапаны, предохранительные клапаны, дополнительная система вентиляции для помещений с газовым оборудованием.
Что касается основных характеристик, то наибольшая длина парома проекта CNF19M составляет 199,9 м, ширина – 27,4 м, осадка – 6 м, дедвейт – около 11 тыс. тонн, ледовый класс – Arc4. За счёт главных двигателей мощностью 2х6000 кВт эксплуатационная скорость судна составляет 16,5 узлов. Дальность плавания достигает 3000 миль, автономность – 10 суток.
К слову, это самое большое #судно в истории не только Невского ССЗ, но и турецкой верфи. Теоретически, такой корпус можно было бы сформировать и спустить на воду на площадке в Шлиссельбурге, однако тогда возникли бы сложности с проводкой по Неве для выхода в Финский залив. Видимо, этим, наряду со стоимостью и сроками постройки, и объясняется выбор турецкой #верфи в качестве субподрядчика.
Если говорить об основном назначении судна, то для перевозки железнодорожных вагонов предусмотрена закрытая грузовая палуба, протяжённость рельсовых путей которой составляет 970 м. Открытая верхняя палуба предназначена для автомобилей и автотрейлеров (до 40 единиц). При отсутствии жд вагонов на грузовой палубе могут разместиться до 58 автопоездов.
В носовой части находится жилая надстройка для 12 пассажиров. Экипаж состоит из 24 человек.
Новые паромы должны заменить работающие сейчас на линии между Калининградской и Ленинградской областями паромы "Балтийск" и "Амбал". Судя по темпам строительства, это может произойти уже в следующем году.