О стилистических особенностях известного сериала
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, данный материал (в его сокращенном виде) стал итогом очной дискуссии, которая длилась весьма продолжительное время. Объектом её были стилистические особенности ультра-популярного советского сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973). В частности интересовало, можно ли «мгновения» отнести к т.н. «советскому нуару», который был представлен множеством лент («Мой друг Иван Лапшин», «Тегеран-43», «Грачи» и т.д.)
Первое, что бросается в глаза – это акцентированные черно-белые съемки, которые должны были усилить ощущение «старого фильма». Именно по этой причине служащие СС в киноленте носят черную униформу, хотя в начале 1945 года они уже несколько лет как пребывали в серой. Однако соответствие историческим деталям разрушило бы «картинку», в которой черные мундиры как бы должны были быть аналогичными чёрным тенями из классического нуара.
Второе, что роднит традиционный нуар и «мгновения весны» - это закадровый голос. Причем, в сериале он является постоянным и обязательным элементом. Многие из зрителей отмечали, что без голоса Эфима Капеляна «было бы не то».
Третий момент, который является общим для нуара и сериала – это документальные вставки. Классический нуар всегда стремился к псевдо-документальности, что должно было подчеркиваться несколькими приемами. Во-первых, упоминаниями, что «действие фильма основано на реальных событиях» (даже если это было не так). Во-вторых, использованием при монтаже кадров из обычной жизни города. В «мгновениях весны» ощущение документальности достигается через вставки т.н. «информации к размышлению»
Если говорить о главном герое, то надо учитывать, что сравнение Штирлица с «советским Джеймсом Бондом» позволяет отнестись к «кинематографическому прототипу» «агента 007», а именно агенту Лемми Кошену в исполнении Эдди Константина из французских фильмов «Ядовитый плющ» (1953), «Этот человек опасен» (1953). А в особенности из ленты «Альфавиль», которая в 1965 году была снята Годаром. На этот раз Кошен был не агентом ФБР, а частным детективом. В данном случае сходство между кино-прототипом Бонда и Штирлицем вполне очевидно.
Опять же «мгновения» с нуаром роднят неоднозначные персонажи, хотя при этом сложно отрицать, что большая часть из них является, безусловно, «негативными героями». В качестве примера можно привести «милашку» Вальтера Шелленберга в исполнении Олега Табакова. Или же рассудительного, почти «мудрого» Мюллера (Леонид Броневой). Они как бы соответствуют преступникам-декадентам из классического нуара. В то же самое время охранник конспиративной квартиры, который в итоге спасает Кэт и её ребенка является в большей степени положительным персонажем (в нуаре - совестливый уголовник с «понятиями»)
Опять же действие в «мгновениях» развивается не спеша, можно даже сказать медленно, что можно наблюдать в большей части классических нуаров. Напряжение растёт не через действие (в фильме Штирлиц всего лишь один раз стреляет и один раз бьёт по голове бутылкой), а через разговоры. Нельзя не отметить сходство сцен ареста полицией главного героя (обычно частного детектива) и допроса Штирлица в гестапо. В обоих случаях персонажи являются подозреваемыми, но в ходе словесной дуэли им удается «выкрутиться из ситуации»
Если говорить о женских персонажах, то Кэт явно соответствует «девушке в беде» из классического нуара, в то же время на место «роковой красотки» можно поставить Барбару Крайн. Опять же её коварство стоит ей жизни, что можно наблюдать во многих примеров из нуара.
Ну и немаловажным является то, что подвигло к созданию, так сказать дух произведения. В случае с нуаром это были тревожные ожидания сначала войны, затем послевоенной жизни, в которой могли бы найти себя далеко не всё («фронтовой синдром»). В «мгновениях» мы видим тревогу по поводу возможного окончания «разрядки» (относительно миролюбивого сосуществования с Западом в начале 70-ых годов), под угрозу политику которой ставят в первую очередь западные спецслужбы
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»