Найти тему
НУАР-NOIR

Можно ли «мгновения весны» отнести к «советскому нуару»?

О стилистических особенностях известного сериала

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Дорогие друзья, данный материал (в его сокращенном виде) стал итогом очной дискуссии, которая длилась весьма продолжительное время. Объектом её были стилистические особенности ультра-популярного советского сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973). В частности интересовало, можно ли «мгновения» отнести к т.н. «советскому нуару», который был представлен множеством лент («Мой друг Иван Лапшин», «Тегеран-43», «Грачи» и т.д.)

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Первое, что бросается в глаза – это акцентированные черно-белые съемки, которые должны были усилить ощущение «старого фильма». Именно по этой причине служащие СС в киноленте носят черную униформу, хотя в начале 1945 года они уже несколько лет как пребывали в серой. Однако соответствие историческим деталям разрушило бы «картинку», в которой черные мундиры как бы должны были быть аналогичными чёрным тенями из классического нуара.

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Второе, что роднит традиционный нуар и «мгновения весны» - это закадровый голос. Причем, в сериале он является постоянным и обязательным элементом. Многие из зрителей отмечали, что без голоса Эфима Капеляна «было бы не то».

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Третий момент, который является общим для нуара и сериала – это документальные вставки. Классический нуар всегда стремился к псевдо-документальности, что должно было подчеркиваться несколькими приемами. Во-первых, упоминаниями, что «действие фильма основано на реальных событиях» (даже если это было не так). Во-вторых, использованием при монтаже кадров из обычной жизни города. В «мгновениях весны» ощущение документальности достигается через вставки т.н. «информации к размышлению»

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Если говорить о главном герое, то надо учитывать, что сравнение Штирлица с «советским Джеймсом Бондом» позволяет отнестись к «кинематографическому прототипу» «агента 007», а именно агенту Лемми Кошену в исполнении Эдди Константина из французских фильмов «Ядовитый плющ» (1953), «Этот человек опасен» (1953). А в особенности из ленты «Альфавиль», которая в 1965 году была снята Годаром. На этот раз Кошен был не агентом ФБР, а частным детективом. В данном случае сходство между кино-прототипом Бонда и Штирлицем вполне очевидно.

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Опять же «мгновения» с нуаром роднят неоднозначные персонажи, хотя при этом сложно отрицать, что большая часть из них является, безусловно, «негативными героями». В качестве примера можно привести «милашку» Вальтера Шелленберга в исполнении Олега Табакова. Или же рассудительного, почти «мудрого» Мюллера (Леонид Броневой). Они как бы соответствуют преступникам-декадентам из классического нуара. В то же самое время охранник конспиративной квартиры, который в итоге спасает Кэт и её ребенка является в большей степени положительным персонажем (в нуаре - совестливый уголовник с «понятиями»)

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Опять же действие в «мгновениях» развивается не спеша, можно даже сказать медленно, что можно наблюдать в большей части классических нуаров. Напряжение растёт не через действие (в фильме Штирлиц всего лишь один раз стреляет и один раз бьёт по голове бутылкой), а через разговоры. Нельзя не отметить сходство сцен ареста полицией главного героя (обычно частного детектива) и допроса Штирлица в гестапо. В обоих случаях персонажи являются подозреваемыми, но в ходе словесной дуэли им удается «выкрутиться из ситуации»

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Если говорить о женских персонажах, то Кэт явно соответствует «девушке в беде» из классического нуара, в то же время на место «роковой красотки» можно поставить Барбару Крайн. Опять же её коварство стоит ей жизни, что можно наблюдать во многих примеров из нуара.

Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Ну и немаловажным является то, что подвигло к созданию, так сказать дух произведения. В случае с нуаром это были тревожные ожидания сначала войны, затем послевоенной жизни, в которой могли бы найти себя далеко не всё («фронтовой синдром»). В «мгновениях» мы видим тревогу по поводу возможного окончания «разрядки» (относительно миролюбивого сосуществования с Западом в начале 70-ых годов), под угрозу политику которой ставят в первую очередь западные спецслужбы

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару