Михаил Викторович Гончарук, давно и успешно занимающийся спелеологией, вчера прислал мне e-mail с интереснейшим материалом. Спешу поделиться с моими подписчиками и гостями.
В Манском районе Красноярского края для спелеологов - рай. Здесь находятся знаменитые пещеры: Большая Орешная, Баджейская, Белая Медвежья и множество других. Есть и такие, о которых пока никто ещё не знает. Так вот в 2008 году при поиске новых пещер спелеологи обнаружили в тайге, в месте, где не было никаких других следов человеческих поселений странный обелиск. И открыли тем самым ещё одну яркую страницу нашей истории.
Эндель Карлович Пусэп родился в 1909 году на хуторе Самовольном (Обратите внимание на название хутора. Столыпинская аграрная реформа, предполагавшая выкуп крестьянами земельных участков и создание подобных хуторов начинала развёртываться только в 1906 году. А этот хутор возник ещё тогда, когда дед Пусэпа, эстонский бедняк-крестьянин перебрался в Сибирь и нашё для себя землю).
Сознательная жизнь его внука развёртывалась уже при советской власти. Он окончил семилетнюю школу и был направлен в ленинградский эстонско-финский педагогический техникум. Но через год сбежал от педагогики в военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске, которую и окончил в 1929 году. Ещё пару лет он доучивался в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков, затем был направлен в группу, осваивающую "слепые" полёты. До этого времени лётчик в воздухе мог надеяться только на свои органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия). Полёты ночью, или во время сильной облачности были затруднены и опасны. Начали создавать приборы, которые помогали бы ориентироваться независимо от погоды. Указатель поворота и крена, гирокомпас, гирогоризонт, и наконец, альтиметр дали возможность пилоту лететь опираясь только на показания приборов, а не на свои ощущения. Это было непривычно и психологически трудно. Нужно было преодолеть уже сложившиеся динамические стереотипы. Первый слепой полёт Эндель Карлович Пусэп совершил из Ейска в Москву.
В 1938 оду Пусэп работает в полярной авиации Главсевморпути, участвует в поисках пропавшего самолёта Леваневского. А с самого начала войны он служит в бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия. В первом же боевом вылете с Михаилом Водопьяновым их подбитый самолёт совершил вынужденную посадку на эстонской территории, захваченной фашистами. Знание эстонского языка помогло им выбраться к своим.
В 1942 году Пусэп возглавляет экипаж тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика, которым была доставлена в Великобританию, а затем в США правительственная делегация для переговоров во главе с В. М. Молотовым. Личный приём экипажу устраивали и Уинстон Черчилль, и Франклин Рузвельт. После успешного завершения переговоров Пусэп был удостоен звания Героя Советского Союза.
После этого перелёта Пусэп сражался под (наверное. точнее было бы "над") Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом. После ранения шрапнелью в область позвоночника перенёс пять операций, но полностью здоровье восстановить уже не смог. После войны вышел в отставку полковником. Жил в Таллине. Написал две книги ("На дальних воздушных дорогах, 1975 и "Тревожное небо, 1978).
Служил на различных руководящих должностях. Например, в 1964 - 1974 гг. был министром социального обеспечения республики. В 1990-м по закону о реституции выселен из своего дома. Умер 18 января 1996 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту.
Мемориал на месте погребения был разрушен вандалами. Теперь восстановлен.