Если вспомнить какие мотоциклы были в почете у мотоциклистов СССР, то один из первых станет конечно же Чешская «Ява». Казалось бы это была единственная иномарка на нашем хорошо развитом в то время рынке двухколесного транспорта. Но был и еще более эксклюзивный и редкий мотоцикл сделанный в Венгрии: «Панония». И какие только отзывы о нем можно услышать: он был либо ужасен, либо иначе- одни из лучших, а иногда его сравнивали с «Явой», и с ней он был немного похож не только внешне но и конструктивно. Мотоцикл у нас большого распространения не получил, но даже при этом у него было и есть не маленькое сообщество любителей этого мотоцикла, которые зачастую совершают на нем невообразимые пробеги, порой более 1000 километров в одну сторону.
А мотоцикл этот появился примерно в то же время, как и у всех известных производителей в СССР, то есть практически сразу после войны, когда экономика изрядно пострадала от боевых действий, и начать выпускать более сложную в техническом плане продукцию было весьма тяжело. Таким образов в середине 50- х появился первый мотоцикл, который был очень красив, и при этом технически прост. Алюминиевый картер с чугунным цилиндром- классический набор двухтактника того времени. Двухканальная петлевая продувка и простейший масляный фильтр тонкой очистки воздуха, все невероятно просто. Но при этом на этом мотоцикле было решено закрыть цепь привода кожухом, что было сделано далеко не у всех мотоциклов того времени. Так же его отличала маятниковая подвеска, полноценные барабанные тормоза по все ширине ступицы, дуплексная рама и простая система электрооборудования- казалось бы список банален, но на тот момент это было в каком новшеством.
В СССР особо же полюбилась модель 250 TLF. Одноцилиндровый двигатель на 250 кубических сантиметров выдавал 18 л.с., и он мог вполне себе конкурировать с «Явой- старушкой». А вот качество топлива этот мотоцикл не волновало, из- за отсутствия такой стандартной вещи как прокладка между головкой цилиндра и самим цилиндром делало мотоцикл «всеядным»- он переваривал любое топливо, хотя и наши мотоциклы тоже не баловали высокосортным топливом. Мотоциклы зачастую были в черном цвете, с подчеркивающем его стиль хромированным обрамлением бака. Были и более дорогие версии мотоциклов, которые имели голубой, красный и т.п., цвета, но они весьма редкие.
Мотоцикл имел и свои недостатки. Зажигание было не самой удачной конструкции, которое периодически отказывало. Вилка «плавала» из- за отсутствия гидравлики. Впрочем хорошей подвеской могла похвастаться только «Ява» на тот момент. Были конечно и другие проблемы, из- за которых хозяева этих мотоцикл избавлялись как можно быстрее.
Сегодня этот мотоцикл встретить тяжело, но при этом на вторичном рынке он не представляет большой ценности, и зачастую его можно купить за 20- 25 тысяч рублей, но вероятно такой вариант будет «без бумаг».
Спасибо за внимание друзья! Оценивайте статью и пишите свое мнение по поводу прочитанного, а так же рекомендую к прочтению следующие статьи:
Важные преимущества мотоциклов СССР
Гусеничные мотовездеходы
Дизельный мотоцикл "Днепр"
Музеи мотоциклов СССР
Чешский "эндуро" JAWA "Tramp" потерпевший неудачу
Редкий ИЖ "Спидвей" И новый "Юнкер"- капсула времени