Представьте, что вы – российское юрлицо (организация или компания), и вам необходимо продавать свои услуги физическим лицам за границей. Казалось бы, в чем проблема? Можно принимать оплату банковскими картами. Достаточно будет включить поддержу Visa, Mastercard (если ваши клиенты в Европе и Америках) и UnionPay, JCB (если клиенты в Азии). Отдельно для США можно добавить Discover, American Express и Diners Club International. Всё. На российском рынке вы без труда найдете эквайера, который поддерживает все эти платежные системы. Но на практике вас ждут проблемы.
В чем они? Идеальный сценарий покупки выглядит так: клиент приходит на ваш сайт (или в приложение), делает заказ, вводит данные карты, платит. Что происходит на самом деле? Иностранный клиент приходит на ваш сайт, изучает его, прежде, чем платить. Обнаруживает, что сайт принадлежит российской компании, доверие падает. Пробует делать заказ и решает рискнуть оплатить. Переходит на платежный шлюз эквайера. Там его ждет интерфейс на русском языке. Вот тут доверие исчезает полностью, и клиент отказывается платить. Конечно, это случается не всегда. Есть услуги/товары и отдельные клиенты, для которых конверсия не падает до нуля. Но это редко.
Здесь важно отметить следующее. Платежные системы интегрируют обычно по одному из двух сценариев:
- Для проведения оплаты клиент переходит на сайт платежной системы (эквайера). Именно там он вводит данные своей карты и подтверждает платеж (например, по SMS). Номер карты клиента вам остается неизвестен.
- Клиент платит непосредственно на вашем сайте (в вашем приложении). Номер карты клиент сообщает вам, вы отправляете платежной системе запрос на снятие средств с карты. В зависимости от требований банка, выпустившего карту, клиента может попросить подтвердить платеж (например, по SMS). Для этого ему может понадобиться перейти на сайт банка.
Так вот. Подавляющее число компаний используют первый сценарий. Потому что для второго у них не хватает технических сил и возможностей. Чтобы пользоваться вторым сценарием, ваша организация должна получить сертификат соответствия стандарту безопасности PCI DSS, а это весьма непросто и недешево.
Так что по первому сценарию вы всегда будете отправлять своего клиента-иностранца на платежный шлюз эквайера. А там нет интерфейса на английском. И плакали все ваши рекламные усилия по привлечению этого клиента. На текущий момент единственным эквайером в России, который имеет нормальный интерфейс платежного шлюза на английском, является банк Тинькофф. Все остальные либо не имеют его, либо заявляют, что имеют, но на самом деле нет.
Во втором сценарии использования эта проблема менее критична, поскольку там клиент видит интерфейс эквайера не всегда или меньше, чем в первом случае. Но и там проблема сохраняется.
Вторая беда российских платежных систем – это отображение цен только в одной валюте. При интеграции по второму сценарию (через API) этой проблемы нет. Но, напоминаю, это удел избранных. Вас же ждет следующее. У себя на сайте вы показываете клиенту цену, например, в евро, клиент переходит на платежный шлюз – там цена в рублях. У клиента когнитивный диссонанс, многие просто не понимают, многие идут выяснять, что такое Rubles, ищут курс, начинают думать, возьмет ли их банк комиссию за конвертацию валют, многие только в этот момент осознают, что интернет-магазин из России... В общем, мало кто из них производит оплату.
Если вы знаете, почему российские платежные системы ведут себя именно так, напишите в каментах. Если вы знаете исключения, тоже напишите. Буду рад узнать и внесу правку в статью. Может быть, вы вообще иначе решаете проблему? Поделитесь опытом.