Найти тему
Цифра

Приближает ли нас технический прогресс ко встрече с инопланетной цивилизацией?

Действие нового романа Дмитрия Быкова происходит в Москве, где редкий день обходится без взрывов террористов. И посреди этого кошмара вспыхивает любовь. Она – обыкновенная москвичка, он – инопланетянин, который берется вывезти любимую и ее близких на свою далекую и прекрасную планету. Но у красивой истории оказывается неожиданный конец…
Действие нового романа Дмитрия Быкова происходит в Москве, где редкий день обходится без взрывов террористов. И посреди этого кошмара вспыхивает любовь. Она – обыкновенная москвичка, он – инопланетянин, который берется вывезти любимую и ее близких на свою далекую и прекрасную планету. Но у красивой истории оказывается неожиданный конец…

Русского писателя Дмитрия Быкова многие знают, как порой субъективного, но талантливого публициста, а ведь его литературное творчество стоит едва ли не большего внимания: так, в романе «Эвакуатор» автор, органично смешивая фантазию и реальность, пытается донести до читателя идею невозможности понять идею разумной реализации прогресса в самом широком смысле этого слова даже в воображаемой ситуации, порождённой одной фантазией.

Эта функция возложена на сюжет романа – главная героиня, Катька, затевает со своим любовником, Игорем, игру, по которой он является инопланетянином, прилетевшим с далёкой планеты и собирающимся эвакуировать девушку с Земли из-за чрезвычайного положения в Москве и других городах (угроза терроризма).

Эта игра захватывает реалистическое пространство и подчиняет его себе, описывая последующий полёт на космическом корабле, жизнь на другой планете так, будто бы эти события происходили на самом деле. Но неизменным остаётся то, что и в игре, и в жизни чувства Игоря и Катьки проходят испытание и, увы, не выдерживают его параллельно с разрушением химеры технического совершенства и идеального общества, которое обещает ей Игорь на другой планете – при приземлении туда герои видят, что «идеальная» цивилизация, которую сочными цветами описывал Катьке возлюбленный, разрушена, и жители её в срочном порядке эвакуируются.

Но печально не то, что разрушена оказалась технократическая утопия, а что чувства героев не прошли проверку жизнью – в решающий момент Катька предпочла не остаться с умным, ответственным Игорем, а вернуться к опостылевшему мужу, поскольку так ей будет спокойнее, не так тревожно и куда более предсказуемо будет переживать творящийся в Москве хаос. «Соседство» печальных итогов развития цивилизации с одной стороны и отношений с другой показательны – разрушено якобы совершенное внеземное общество (причём мы не знаем даже, как протекала его эволюция, приведшая к рассвету, что уж говорить об упадке), а вот история любви показана во всех подробностях, и эта эволюция тоже терпит крах.

Вывод напрашивается самим собой: человеческий прогресс, вмещающий все мыслимые эволюции (техническую, социальную и проч.) сложен как совокупность малых человеческих свершений, но даже это малое мы понять не в силах, что ярко и изобразил в своём произведении Быков.

©️ Компания “Цифра”. У каждой цифровизации есть история.