Найти тему
🎬💥Кинодом

Итальянская готика - "Пиноккио" 2019

Хочу сегодня рассказать о новой экранизации сказки Коллоди "Пиноккио". Снял фильм режиссер Маттео Гарроне, тот, что в 2015 году произвел на свет потрясающий готический фильм "Страшные сказки".

В новой картине почерк Гарроне узнаваем - обалденный визуальный ряд, потрясающее музыкальное сопровождение и все та же неспешность. И множество тайных смыслов, скрытых в простых, на первый взгляд, моментах.

Итак. Картина снята по сказке Карло Коллоди "Приключения Пиноккио: история деревянной куклы", которую он опубликовал 7 июля 1881 года. Эта сказка стала столь популярной, что была переведена на 87 языков, выдержала несметное количество переизданий и была экранизирована 14 раз, не считая советского двухсерийного фильма про Буратино. И эта сказка на самом деле очень сильно отличается от задорного веселого фильма, снятого Леонидом Нечаевым. В ней нет золотого ключика, нет борьбы кукол за свою свободу. Она мрачная и местами очень жестокая - например, в одном эпизоде Пиноккио откусил Коту лапу, в другом - убивает того самого Мудрого Сверчка. Но стоит заметить, что для 19 века это была вполне себе детская сказочка и она абсолютно не вызывала отвращения или других негативных эмоций. Основная ее мысль - учись, трудись, люби ближних и станешь настоящим человеком. Для детей, которые жили в Европе в то время это был замечательный посыл.

-2

Маттео Гарроне придал фильму несколько иной смысл. Он сделал акцент на отношениях родителей и детей, на безусловной исцеляющей родительской любви и на способности родителей прощать своих детей даже за самые мерзкие поступки.

Самое главное, что следует сказать - тот, кто ждет от этой картины увеселительной комедии типа наших "Приключений Буратино", будет жестоко разочарован. Фильм длинный, идет 2 часа 4 минуты и вы за время просмотра не улыбнетесь ни разу. Картина совершенно далека от диснеевского песенно-принцессного торжества фатальной глупости и легкомысленного веселья. Фильм местами практически дословно повторяет литературный оригинал. Это точно такая же, как и книга, мрачная, жестокая и порой ужасающая мрачная картина, загробную жутковатость которой скрашивает великолепный визуальный ряд.

Вас сильно удивят персонажи этой сказки. Директор кукольного театра Манджафоко в отличии от нашего Карабаса положительный персонаж. Лиса предстанет пред вами в мужском образе - в фильме это Лис. Вы так же увидите прообраз Мальвины - в фильме это Фея с голубыми волосами. Интересен момент, когда Пиноккио, убегая от разбойников, стучится в старый белый дом, то Фея в образе бледной девочки с голубыми волосами и погребальным венком на голове, открыв окно, говорит ему, что он не сможет попасть в этот дом, "потому что здесь все умерли. И я тоже умерла". А вот после того, как разбойники повесили деревянного оболтуса, белый пудель Медоро (собака в некоторых культурах считается проводником в мир мертвых) на повозке, очень похожей на катафалк, привозит его в белый дом - Пиноккио умер, точнее, видимо, впал в состояние, близкое к смерти, и теперь находится портале между миром живых и миром мертвых, коим является загадочный белый особняк.

Настоящая Мальвина это умершая девочка
Настоящая Мальвина это умершая девочка

Фея вообще очень странный и загадочный персонаж. Вначале знакомства с Пиноккио она представляется умершей девочкой, но затем оказывается, что она может исцелить Пиноккио, а с течением времени она взрослеет и в следующий раз Пиноккио видит ее уже в образе девушки, а затем взрослой женщины. На мой взгляд, Фея на самом деле не фея, а альтер эго Пиноккио, его совесть, если хотите. В начале фильма она мертвая - Пиноккио типичный балбес и эгоист, живущий исключительно собственными желаниями. Но по мере получения жизненных уроков его совесть "оживает" и начинает расти, превращаясь сначала в прекрасную девушку, а затем в женщину. И когда его совесть "повзрослела", он и смог стать настоящим мальчиком - ведь ни одна фея не способна заменить эгоизм на ответственность в деревянной башке, пока ее обладатель сам этого не захочет.

В силу своего состояния, Пиноккио получает возможность неоднократно переходить из одного мира в другой - ему дали второй шанс, чтобы он смог исправиться и стать "настоящим мальчиком". Ему предстоит многому научиться, например, делать правильный выбор между развлечениями и учебой, между тем, чтобы уплыть одному и гарантированно спастись и тем, чтобы на своих плечах унести от опасности своего отца, но рискуя своей жизнью...

-4

Картина очень грустная, а одна из самых трогательных сцен, на которой просто разрывается сердце - когда постаревший Джеппетто (Джузеппе) с невыразимой любовью замазывает шпаклевкой трещины на лице своего деревянного сына - со временем и от воды деревяшка рассохлась. И, конечно, финал, в котором научившийся трудиться и любить Пиноккио бежит через поле к своему отцу, что бы обнять его. Из недостатков картины - некоторая подзатянутость местами.

Если вам нравятся "Страшные сказки" Гарроне, если вы любите неспешные смысловые картины, то вам должен понравиться и этот фильм.