Нет, я не тот человек, кто способен прошагать многие десятки километров под тяжёлым рюкзаком, но это совершенно не мешает мне любить горы не меньше тех, кто видел не один перевал. И я ни за что не откажу себе в удовольствии подняться поближе к небесам хотя бы на несколько часов.
Позади остаются пыльные дорожные серпантины и последние кордоны, а впереди только она — дорога, уходящая в облака.
Небольшое однодневное путешествие в горы, которое особенно приятно совершить летом, когда из полуденного зноя попадаешь в чистейшую прохладу, как будто в воду погружаешься, несмотря на то, что с каждым шагом, ты наоборот, оказываешься всё выше и выше над уровнем моря.
Часто перед подъёмом я отмечаю на карте какое-нибудь горное озеро. И, хоть знаю, что искупаться в нём не получится, воды горных озёр почти всегда ледяные, мне интересно найти воду в тысячах метров над гладью моря.
Чудо природы, голубая или изумрудная слеза, оброненная суровым каменным исполином, воплощение его вечного одиночества.
Чем выше я поднимаюсь, тем тяжелее становится ногам, тем легче на душе.
Многие говорят, что в горах тяжело дышать. Я не буду спорить, я никогда не поднималась выше двух с половиной тысяч метров. Однако именно в горах мне дышится особенно легко и свободно. Возможно, потому что я городской житель и мои лёгкие просто радуются чистому воздуху.
Возможно, это действие ароматов горных трав, которые усиливаются с каждым метром подъёма. Даже в огромных полевых лугах, наполненных озоном после грозы, нет той лёгкости и невесомости. В горах кажется, что воздух всё внутри тебя очищает.
А горы всё выше, а горы всё круче. Небольшие, тёмные, влажные леса у подножия сменяются заливными лугами. Здесь пасутся прекрасногривые лошади, которые, кажется, никогда не знали человека. А барашки образуют большие чёрно-белые облака среди яркой зелени.
Над травами слышно жужжание тысяч пчёл, которые собирают лучший в мире горный мёд. Слышится журчание ручья. Он серебрит траву и умывает камни. Приглашает умыть лицо и сделать улыбку ещё ярче.
Вдалеке с седых утёсов стекает снежное молоко и замирает на полпути.
Под группой деревьев виднеется крыша небольшого домика, которые используют пастухи для ночлега. Вот здесь они жгли костёр вчерашней ночью, варили ароматную похлёбку, курили трубку и смотрели, как зажигаются яркие и близкие звёзды. И разговоры их были неспешны и тягучи, чтобы эти звезды не спугнуть.
Становится прохладней и каменистей, куртку придётся застегнуть, а шею обмотать тёплым шарфом. Однако, несмотря на опускающуюся с каждым метром подъёма температуру, ногам в летних босоножках совершенно не холодно и как-то особенно отрадно от капелек росы с дорожных трав.
Иногда ловлю себя на мысли, что специально иду ближе к краю горной тропы, чтобы задевать траву и чувствовать, как капельки попадают под пятки и холодят их. Как будто прохладные руки ласково гладят щиколотки. Каждый раз лукаво поднимаю глаза и смотрю, увидел ли кто-то из членов нашей группы эту мою игру с природой.
Похоже, что только меня одну она забавляет, как ребенка. Улыбаюсь почти про себя. К началу третьего часа восхождения многие устали, особенно дети. Все ищут озеро, но видят только очередной подъём, который обрывается очередным горизонтом метров с трёхстах над уровнем глаз.
Самая верхняя точка пути особенно отрадна, как после долгого трудового дня. Чувство непреходящего успеха, преодоления себя. Не знаю точно, что испытывают профессиональные альпинисты, но в данный момент гордость застыла на лицах всех идущих вверх. Идущих и дошедших. Впереди видна конечная цель, холодный маленький бриллиант в окружении мрачных серых скал, чей облик смягчают облака.
Кто-то в изнеможении ложится на прохладную землю, кто-то радостно лезет в рюкзак за камерой, кто-то последние метры подъёма преодолевает бегом, кто-то останавливается, чтобы осмыслить момент.
Кто-то последний — это я. Хочется достать блокнот и записать ощущения, так много чувств возникает одномоментно. Но я ловлю себя на единственной мысли. Это невозможно объяснить, это нужно увидеть хотя бы один раз в жизни.
И для этого совершенно не обязательно прогибаться под тяжёлым рюкзаком и тренироваться в школе альпинистов. Достаточно подобрать однодневный туристический маршрут в горы.
Да, вы пойдёте протоптанной туристической тропой, но горы всё равно подарят вам незабываемое чувство первооткрывательства.
В Кавказском биосферном заповеднике существует несколько горных маршрутов, рассчитанных, как на продвинутых туристов, так и на любителей ночевать под крышей, в уютной гостинице.
Обратите внимание, что прогулку по Кавказскому заповеднику можно совершить только после получения специального разрешения. В нём нужно указать точные данные: количество членов группы, количество дней пребывания в заповеднике, выбранный маршрут, паспортные данные каждого. Сделать это можно на всех кордонах заповедника. Здесь же можно оплатить путешествие.
Нахождение в заповеднике без пропуска грозит штрафом около 4000 рублей с человека и прекращением похода, так как госинспектор, который встретится вам на пути, будет обязан сопроводить вас за пределы охраняемой территории.
Кордон Гузерипль: ул. Заречная, 5.
Отсюда начинается однодневный горный маршрут №6 «Гузерипль – пастбище Абаго – Гузерипль», протяжённость которого составляет 11 километров в обе стороны.
Этот маршрут очень популярен среди отдыхающих, он хорошо оборудован для пешеходов и считается одним из самых коротких маршрутов по заповеднику. Он приведёт вас к высокогорному пастбищу Абаго. Пастбище Абаго является верхней частью хребта, расположенного между реками Безымянной и Молчепой.
Восхождение на Абаго и возвращение на исходную точку занимает от 6 до 8 часов, в зависимости от подготовки группы. Кроме прекрасной горной природы здесь, у подножья горы Абаго, можно найти огромное количество обломков немецких самолётов, они сохранились по сей день и свастика на самолётах неуместно проглядывает среди зелени и цветов.
Два других однодневных маршрута по Кавказскому биосферному заповеднику начинаются от кордона Карапырь в посёлок Дамхурц.
Маршрут № 9 от кордона Карапырь к урочищу Ткачиха также считается однодневным, правда благоустроенность тропы похуже, чем путь к пастбищу Абаго. Поэтому лучше надеть кроссовки, чем лёгкие босоножки. Протяжённость маршрута около 20 километров туда и обратно. Вам предложат два варианта: пеший и конный. Выбор за вами.
Тропа на гору Ткачиха (или Мамхурц). По пути можно увидеть истоки двух рек: Закан и Больная Лаба, полюбоваться горой Ткачиха и узнать историю этой великолепной местности.
Маршрут является очень лёгким и подходит для туристов почти всех возрастов. Если посчастливится, именно здесь можно встретить туров и серн, которые облюбовали эти места много веков назад, и почти все склоны истоптаны их копытцами.
Маршрут № 10 ведёт к урочищу Имеретинка. Это самый короткий маршрут, всего девять километров в обе стороны. Гид расскажет историю популяции зубров в заповеднике.
Далее маршрут ведёт к урочищу Имеретинка — это целая система малых и больших озёр с кристально чистой бирюзового цвета водой, россыпью скал и каменных валунов.
Большое Имеретинское озеро, например, находится на высоте около 2500 тысяч метров над уровнем моря. А свою первозданную красоту озеро сохранило благодаря тому, что эти земли долгое время практически не исследовались, и это озеро даже не было нанесено на карты вплоть до начала ХХ века.
Даже неподготовленному туристу, стремящемуся насладиться прогулкой в горах, Кавказский биосферный заповедник предлагает сразу несколько однодневных путешествий, которые перенесут на несколько часов в чарующие горные выси.
________________________________________________________
Бурные аплодисменты тем, кто дочитал до конца. Мы помалу не пишем))
Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!
Подписывайтесь на наш канал, будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.