Найти тему
Это грибы!

Как наш опёнок ученых посрамил

Оглавление
Опята любят все. На первый взгляд, это просто трюизм. Одни любят опята за вкус, урожайность и доступность. Другие любят их за то, что в разгар сезона опята вызывают огонь на себя, отвлекая внимание массового грибника от более интересных грибов. Но это на поверхности. В глубине же - настоящие ученые и "полупродвинутые любители" опята местами просто ненавидят. Не зря род грибов, известных у нас как "опенок", уже почти что официально признан "проклятием и позором науки о грибах". Однако самое незаурядное отношение, пускай и бесполезное для нас практически, установил с опятами не человек, а гриб. Об этом - в конце статьи.

На прошлой неделе грибной мир несколько раз облетела громкая весть: в Смоленской области пошли опята! Следом прозвучало, что опята пошли и к западу от Москвы; вскоре их нашли и на севере области, искали на юге, и на востоке... Эхо всё затухало, пока не стало ясно, что праздник, скорее всего, отменяется. Опята появились лишь местами, растут медленно. А ведь любим мы их в первую очередь за то, что в нормальный сезон они покрывают леса сплошным ковром от западной границы нашей страны до подножья мглистых Уральских гор, не делая различий между хвойным лесом и лиственным, старым и молодым, больным и здоровым.

Опенок северный (фото Игоря Крома)
Опенок северный (фото Игоря Крома)

Опята должны быть везде, ведь это же опята! В нормальные годы в наших Засеках дубы должны быть покрыты оливково-зелеными, крайне мохнатыми, толстыми-поперек-себя-шире пучками осеннего опенка, а на корчащихся на земле липах, да и просто на земле, на чьих-то корнях, должны пастись стада особого тонконогого опенка, который тут никто, кроме меня, не собирает; во дворах, на пышных подстилках у декоративных елок, в такие дни всегда растут особые опята с тонкой паутинкой вместо кольца - их бывает довольно много, но вреда деревьям они явно не приносят.

Сегодня их нет - никаких. Ни на старых дубах, ни под скорченными липами, ни у подножья любимых елочек. Проверены все опеночьи точки, годами копящиеся в походном навигаторе. Нету. Нет! Так что остается лишь теоретизировать.

Шок! Микология опозорилась

"Позором и проклятьем современной микологии" род Armillaria, куда входят все наши опята, назвал американский исследователь Том Волк; высказывание, растиражированное Майклом Куо, широко разошлось в среде любителей. Нам всегда приятно, когда позорятся непогрешимые профессионалы!

Что нам всем известно про опенок? Во-первых, он является опаснейшим "вредителем", порой пожирая на корню целые лесничества. Во-вторых, в Восточной Европе он является популярнейшим промысловым грибом и, несмотря на легкую ядовитость в сыром виде, заготавливается в огромных количествах. Наконец, один из видов осеннего опенка признан самым массивным организмом на земле - уже более двух тысячелетий он убивает деревья на площади около 880 га.

Казалось бы, из всех "шляпочных" грибов опенок осенний должен быть изучен лучше всех; и денег на всестороннее его исследование никто жалеть не должен. Насчет денег - чистая правда. Не жалели. Но что касается результатов... По признанию самих исследователей, это какой-то позор.

Вот настоящий опенок медовый (mellea) - растет на юге, и взгляните на желтое кольцо (фото пользователя Марго)
Вот настоящий опенок медовый (mellea) - растет на юге, и взгляните на желтое кольцо (фото пользователя Марго)

Если по старым советским справочникам вы помните, что растущий у нас опенок зовется Armillaria mellea - лучше забудьте. Единственное, что наука установила достоверно, это что медовый (mellea) опенок растет на юге нашей страны, легко отличается по внешним признакам и в средней полосе не замечен. Зато у нас замечены несколько (до десятка) видов других опят, которые то отличаются друг от друга, то не отличаются, то убивают деревья, то проявляют чудеса смирения, питаясь лишь иголками да гнилушками... Некоторые даже умеют светиться в темноте, но демонстрируют это умение лишь по особым случаям.

И все они одинаково вкусные. Тут уж бессильна даже наука.

Много званых, да мало избранных

Если говорить упрощенно (и надеяться, что упрощение не выльется в профанацию), согласно воззрений современной науки мы собираем примерно четыре вида осеннего опенка. И тут уже вступает в силу золотое правило "80 х 20" - 80% сбора приходится на 20% видов. То есть, попросту, на один вид из четырех.

Самым массовым из наших опят является опенок осенний северный (Armillaria borealis). Крупный гриб, растущий весьма дружно, образующий крупные сростки, поражает преимущественно лиственные деревья, не делая принципиальных различий между живыми и мертвыми. В наших широтах он является и самым опасным среди опят паразитом, и самым массовым промысловым грибом. Плодоносит он в основном на мертвых стволах, убивая ослабленные деревья изнутри, потому его вредоносное действие часто остается незамеченным. Скорее всего, в конце июля в Подмосковье собирали именно опенок северный.

А эта "галлика" выросла под моею елкой (фото И.Лебединского)
А эта "галлика" выросла под моею елкой (фото И.Лебединского)

Второе место (на мой субъективный взгляд) делят между собой два очень похожих вида. Опенок осенний толстоногий (Armillaria gallica) действительно толстоног, но не образует сростков и в лучшие для себя моменты растет "ковром", где каждый гриб наособицу. Среди опят он первый пацифист: любит гнилушки, подстилку, а на живых деревьях практически не попадается. У меня много лет "галлика" растет под ёлкой, и дереву от этого ни жарко ни холодно. Отличает его от родственников также характерный "сырный" запах и нежное ватно-паутиннистое кольцо. А еще он порой светится в темноте. Я видел такое лишь раз, в далеком детстве. У меня под елкой не светится ничего.

Опенок осенний луковичноногий (Armillaria cepistipes) порой от "галлики" неотличим; различия ярко проявляются лишь в соответствии с условиями произрастания. У нас этот вид растет на почве и валежнике в широколиственном лесу, липово-дубовом; там-то хорошо видно, какие у него тонкие - с клубеньком в основании - ноги и тонкое, почти эфемерное, паутиннистое колечко.

А это мой опенок луковичноногий - его-то ни с кем не спутаешь (фото И.Лебединского)
А это мой опенок луковичноногий - его-то ни с кем не спутаешь (фото И.Лебединского)

Настоящая для меня загадка - опенок темный (Armillaria ostoyae). Да, тот "самый большой организм в мире" из заповедника в Орегоне. В отличие от предыдущих видов, он специализируется, пускай и не очень строго, на хвойных деревьях. Пишут, что растет он единично или малыми группами, массовых слоев не образует; однако многие собирают опята в елках и хвалятся большим "уловом". Что это - неурожайность темного опенка преувеличена молвою? Или тут тоже "бореалис" порылся? Или еще один из десятков видов опят? Тут без британских ученых не разобраться...

А это что за опенок - в душе не разумею. Принял как галлику... (фото И.Лебединского)
А это что за опенок - в душе не разумею. Принял как галлику... (фото И.Лебединского)

Высокие, высокие отношения

Каким бы ни был опенок Терминатором, управа в грибном мире нашлась и на него. Пусть не в Европейской части России, пусть пока что в Азии и в Америке - но факт есть факт. Энтолома недоразвитая (Entoloma abortivum) - странный, с виду порой весьма отталкивающий гриб, паразитирующий на грибнице осеннего опенка. Выглядит он престранно: нормальная форма, серенький гриб, шляпка-ножка, соседствует со стерильной, не образующей спор - просто серые склизкие пузыри, и всё.

Но внешность - это пол-беды. Учеными было установлено, что стерильная форма - это ничто иное, как неудавшиеся плодовые тела осеннего опенка - паразит каким-то образом "взломал грибницу" и заставил выращивать вместо нормальных опят не пойми что. Такое впечатление, будто "добро победило зло, но у победы странный вкус".

Такова уж энтолома недоразвитая (фото Игоря Крома)
Такова уж энтолома недоразвитая (фото Игоря Крома)

В качестве последнего штриха необходимо добавить, что осенний опенок считается в США и Западной Европе ядовитым грибом, тогда как недоразвитую энтолому тамошние грибники собирают и ценят. "Вот такие бывают в жизни повороты".

И да, чтоб два раза не вставать. Осенний опенок надо как следует проварить (или засушить, или долго-долго солить), в противном случае можно стать жертвой отравления, не столь опасного, сколь унизительного. И вот что характерно: человек может долгие годы пренебрегать этим правилом безо всякого для себя ущерба, но стоит лишь раз дать слабину - и всё, она будет приходить всякий раз после даже ложечки непроваренных опят. Это странно, но это так.