Найти тему

44. Кавказский урок (продолжение)

В коридоре было шумно, но не так, как обычно бывает на переменах – ученики стояли группами и о чем-то активно говорили вполголоса. Коридор был похож на потревоженный улей.

-Что-то случилось? – девушки решили подойти к группе старшеклассников.

Юноши переглянулись и молчали.

Вера обратилась к Хамзату:

- Что происходит? Почему все такие встревоженные?

- Может, землетрясение скоро начнется, а мы не знаем? – добавила Лиза.

- Землетрясений здесь не бывает, - ответил Хамзат. – В горах появился абрек.

- Абрек? – в один голос воскликнули учительницы? – Хамзат, вы решили подшутить над нами?

- Конечно, мы читали у Толстого об абреках, но сейчас, в это время? Абрек – это же разбойник? – улыбаясь, спросила Тамара.

- Нет не пошутили.

- Вчера в горах хотели поймать одного абрека, он живет в горах еще с войны.

Мальчики разговаривали тихо, стараясь не привлекать внимания окружающих.

- Его увидели в селе Беной и сообщили в милицию. Но поймать не смогли, наоборот, погиб начальник милиции нашего района. А он ушел.

- А где же он жил?

- В горах.

- Но в горах должен быть какой-нибудь дом.

- А зачем абреку дом? Он живет в пещере, а еду берет в аулах поблизости.

- То есть отнимает у людей?

- Бывает, что ему сами дают.

- А сколько ему лет?

- Не знаю, - ответил Хамзат, - говорят, что уже скоро шестьдесят.

- И его снова не поймали? – Лиза удивленно смотрела на ребят.

- Говорят, ему Аллах помогает, - проговорил тихо Сайпуддин.

- Значит, ваш Аллах помогает разбойникам? – воскликнула Тамара.

Юноши замолчали. Девушки поняли, что этот вопрос лучше не поднимать – эти дети воспитаны в глубокой вере, и трогать это не надо. Но к этому они пришли уже сами и с помощью Савдат. Она говорила, что здесь верят в Аллаха все: и дети, и взрослые, и если девушки хотят, чтобы их уважали, нельзя говорить о том, что его нет.

- Это у вас там отказались от бога, а здесь вера твердая., - говорила она.

Конечно, воспитанным атеистами трудно принять это, но они убедились в словах Савдат очень скоро. И Тамара поняла, что сказанное ею было воспринято как обида. Если бы не уважение к ним как к учителям, то неизвестно, что могла бы она услышать в ответ. И еще раз подумали девушки, что ничего об этой стороне жизни в этих местах им не сказали, отправляя на работу.

- И что теперь будет? – спросила Лиза. - Он может оказаться здесь?

- Он может все. Только не ходит он близко к району.

Из школы вышел завуч, сказал ученикам, чтобы они шли домой, а не болтали лишнего. Девушки уже понимали их язык, и все поняли.

- Дика ду, - ответила Вера, чем вызвала легкое удивление у завуча.

Конечно же, ребята сразу ушли.

Дойдя по узкой тропинке, протоптанной в глубоком снегу, домой, девушки сначала, как обычно, разожгли печь, отметили, что слишком быстро уходят дрова. Но теперь они знали, что за школой их много, и не переживали. Они заметили, что Савдат с детьми носят из сарая кизяк. Это они видели и у себя в деревнях. Тамара помнила, что именно кизяком топилась летом печь в их дворе. А ней готовили еду, а в ней мать пекла хлеб, когда еще не была построена летняя кухня. Девушки вечером заглянули в сарай и увидели, что почти половина его занята кизяком. Значит, летом его сушили, чтобы пользоваться зимой.

- Давайте возьмем немного, - сказала Лиза, - он ведь горит не так быстро, как дрова.

- Надо спросить у Савдат, - ответила Вера, - они готовили ведь только на себя, на нас не рассчитывали.

Вечером, когда соседка пришла доить своих буйволиц, они спросили, можно ли взять немного кизяка. Савдат разрешила:

- Берите, сколько надо. Я думала, что вы не знаете, что это такое. А у нас его много, мы собираем его весь год, а летом сушим такими кирпичиками. И навоз не собирается во дворе, и горит он жарко, тепло дает.

Поужинав, они вспомнили разговор об абреке.

- Мне показалось, - проговорила Тамара, - что все они на его стороне. Они сочувствуют ему больше, чем тем, кто его ловит.

-Да, - согласилась Вера, - мне тоже так показалось. Но говорить об этом лучше не надо.

- Кто бы мог подумать, что мы будем разговаривать об абреках всерьез, по-настоящему! – Лиза распахнула свои глаза и смотрела удивленно и испуганно.

- Не бойся! – засмеялась Вера, - сюда он не придет.

Подготовка к урокам заняла много времени, и когда замолчал движок во дворе соседей, пришлось зажигать керосиновую лампу. В ее свете Вера и Тамара заметили, что Лиза сидит, глядя в одну точку. Девушки переглянулись, улыбнулись и дружно спросили подругу:

- О ком это мы так думаем? Кто в наших мыслях?

- Наверное, абрек не дает покоя Лизе!- иронизировала Вера.

Неожиданно Лиза расплакалась.

Подруги были ошеломлены. Они наперебой стали успокаивать ее, Вера извинялась:

- Ну извини, я зря про абрека сказала.

Лиза, всхлипывая, сказала:

- Да он хуже абрека!

- Кто? – почти в один голос спросили подруги.

Лиза молчала. Потом вздохнула и сказала:

- Как-нибудь расскажу.

Девушки набрали в дом кизяка, наложили его в печь, и всю ночь в доме было тепло: кизяк не горел пламенем, он раскалялся докрасна и так доходил до состояния золы. Теперь девушки были спокойны: дрова нужны были только для растопки.

Продолжение