Собственно, как я и обещал в предыдущем выпуске я расскажу про подход к решению проблем. Идея появилась во время путешествия по стране, в частности перемещения из точки "А" в точку "Б".
Рассматривайте обгон на дороге как метафору, а не как руководство к действию на дороге. "Не уверен - не обгоняй!" Так обычно говорят водилы, а вот когда дело касается решения проблем то уверенность куда-то исчезает. И я на примере этой метафоры покажу куда исчезает наша уверенность и вы узнаете подход, который поможет ее вернуть.
Итак, все началось где-то на середине пути. В городе этого не замечаешь, а вот на трассе, особенно когда дорога по одной полосе в каждом направлении, то систематически сталкиваешься с ситуацией, что впереди кто-то едет слишком медленно, коптит или пылит. Иногда впереди едущий загораживает прекрасные виды и в итоге возникает мысль обогнать его, чтобы очистить горизонт.
"Обгоном" - согласно правилам дорожного движения называют маневр связанный с (1) выездом на встречную полосу, (2) опережением транспортного средства, (3) возвращением обратно на свою полосу. Задача достаточно простая, трех-ходовая но есть разные нюансы.
Первое условие связано с выездом на встречную полосу движения, (смертельный номер) собственно поэтому и нужна уверенность! Поэтому надо убедиться, что нет встречных автомобилей и вы успеете совершить обгон до их появления.
Второе условие связано с вашим потенциалом, точнее мощностью двигателя, ну и способностью опередить автомобиль как можно скорее, чтобы вернуться обратно в свой ряд. И тут начинаешь понимать и ценить мощные двигатели и зачем они собственно нужны. В городе особенно в пробке этого просто не замечаешь. А на трассе, да при обгоне сто метровой фуры это важно.
Третье условия связано с возможностью вернуться обратно. Как бы мелочи при выполнении первых двух казалось это дело техники, но как показывает практика, на полосе перед автомобилем могут быть другие участники, которые не захотят (ну есть такие ИДИОТЫ) пускать вас обратно на свою полосу. По крайней мере надо учитывать действия других участников при маневре.
Все эти три условия необходимо учесть в ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ, и тогда вы как бы или соглашаетесь с тем, что не можете обогнать, или "объезжаете" на всех парах и двигаетесь дальше к своей цели так.
Собственно до этого момента как бы все просто: есть основной путь к цели! Только двигайся! Но есть разные автомобили представляющие препятствия, и тогда у вас должен быть "План-Б" и решимость его использовать. Прямо все как в жизни, возникло препятствие, вы его отметили, оценили ситуацию и используя свой потенциал объехали.
Как бы все не так просто, но эта схема работает!
И вдруг что-то пошло не так. Именно это я и заметил на трассе, после обгона одного, второго, затем следующего. И как бы обгон из проблемы (что? и как?) стал рутинной задачей (делай раз, два, три). Но где-то в середине маршрута я столкнулся с водителями которые согласились ехать за фурой. При чем они не только согласились, но и как бы всем своим видом и манерой показывают, не обгоняй, мы же едем, мы одна большая колонна. И как бы ваши попытки обогнать они блокируют на корню тем, что не оставляют вам шансов вернутся обратно в строй. Они как бы сомкнули ряды, чтобы никто не смог затесаться и разбить их колонну. Это я однажды прямо таки почувствовал, когда завершал обгон. До сигнала и стрельбы по колесам дело не дошло, но водитель наверно был на своем "автопилоте". И вот в такие моменты задача становится проблемой.
Перед вами те, кто пробовал, не пробовал и даже не знает о существовании проблемы, но они как бы говорят, думают и всем своим видом и поведением показывают, что нельзя решить проблему, даже пробовать!! Мы не смогли, а ты что самый умный, больше всех надо? (известное поведение со времен СССР) Ваши активные действия не только не находят поддержки, понимания, хотя бы сочувствия, а просто саботируются. На дороге эти водилы маячат перед вами не давая совершить безопасный маневр и сами не пробуют обогнать. По жизни увидеть таких людей сложнее, но они с удовольствием убьют вашу идею о существовании "Плана-Б". Собственно коллектив может вас убаюкать, пробудить чувство солидарности с "хорошими парнями". И все, теперь и ТЫ хороший парень - один из них, а проблема ни куда не делась.
Но это еще не все. Сзади подъезжают еще автомобили, пытаются обогнать и вклиниваются между вами и другими участниками дорожного движения, отодвигая вас от того автомобиля, который тормозит всех остальных и собрал за собой целый хвост. И в этой ситуации если вы станете сохранять свою позицию, то станете одним из этих парней! Ну и целый день будете плестись за фурой.
Если перенести это в виде метафоры на реальную жизнь, то можно встретить проблемы, которые люди не пытаются решить, не смотря на то, что желающих их решать, разговоров и выступлений предостаточно. Порой мне кажется, что вся наша страна плетется за лидером, который лет двадцать топил на всех парах, а сейчас на тихой волне катит в свое удовольствие.
И здесь есть несколько вопросов:
Напрашиваются вопросы: как мы такое допустили? Как согласились? Попали в ловушку обещаний или это просто комфортная позиция - ничего не менять. Также следует понять, что одного решения будет недостаточно. Весьма маловероятно, что всю вереницу автомобилей можно обогнать одним махом. Без встречных, без изгибов местности, без примыкания других дорог, знаков "обгон запрещен" и камер контроля скорости.
Но все эти вопросы, если их развернуть в ответы могут вооружить вас подходом для решения сложных и не решаемых проблем.
Подход:
1. Не ищите одного чудесного решения. Это все равно что боксеру рассчитывать в поединке только на один удар.
2 . Делите ситуацию на задачи, которые вы можете решить. Отмечайте что помогает вам, а что мешает и вызывает сопротивление.
3. Просто берите и делайте. Пробуйте составить "План-Б" и действуйте последовательно, решая задачи одну за другой.
4. Бывает так, что проблемы разрешаются сами собой, или отходят на второй план. Так и за время путешествия было пара случаев, когда впереди едущая фура уходила с маршрута или неожиданно дорога становилась 4-х полосной. В конце концов
5. набор решенных задач и понимание ситуации помогает в решении новых и запутанных проблем в чем бы они не заключались.
Я не сделаю в этом подходе какого-то открытия, но в решении проблемы наметился отдельный элемент, который помогает перед решением главной проблемы подготовить ситуацию: снять или смягчить ограничения; расширить возможности и потенциал; проникнуться ситуацией для лучшего понимания решающего момента.
Педаль в пол, пошли на обгон...