Очень важный момент, который открылся для меня, при обучении сына, это то, что всё должно заканчиваться. И обязательно ребёнок должен знать когда.
Это может быть очень не очевидным.
Например.
Давай слепим фрукты с овощами. Ну, давай сделаем корзинку овощей для мамы, говорит ребёнку папа.
А ребёнок отказывается. Папа настаивает, сам уже лепит яблоко, а ребёнок расстраивается всё больше. Но папа знает, что ребёнок умеет лепить. Что же он не хочет вместе сделать маме подарок? Или просто вместе поиграть.
Лично я на протяжении лет участвовала в таких неудачных мероприятиях.
И всё время списывала это на то, что он не хочет, не понимает, и вообще у сына аутизм.
Другие же какие-то вещи он делает, так почему не хочет корзинку-машинку-ракету слепить. Наверное, ему неинтересно.
Ага. Обязательно. Неинтересно.
Так вот, начав заниматься с сыном, я заметила на сколько критично для него точно знать, какая задача перед ним стоит. Буквально.
Сколько точно страниц предстоит прочесть.
Он внимательно это отслеживает.
Если упражнения, то сколько. Конкретно, по номерам.
Если вырезать кружочки, то сколько, точное число.
Если рисовать рисунки, то сколько. Их может быть даже 10, но это очень важно. Важно знать в самом начале, сколько рисунков.
Нельзя сказать, а давай полепим.
Сейчас он, конечно, согласится, но очень быстро начнёт рассказывать, что он устал. Вот только это не совсем усталость. Это растерянность перед неизвестностью.
А вот если перед ним положить шаблон того, что будем лепить, или написать список.
Те самые фрукты.
Корзинка — 1 штука, яблоки — 1 штука и так далее. То он будет лепить, пока не вычеркнет все пункты.
Как ведите, это не проблема нежелания что-то делать, а нечто иное.
Я долго шла к пониманию этого момента.
Сын уже был контактен и очень ответственен. Но вдруг на него нападало негативное поведение.
Например, на артикуляционной гимнастике.
Потому что делали мы её так. Брали зеркало. И я ему показывала упражнение. Он повторял. И уже через три упражнения, начинал скулить, что устал. Я долго думала, что он, действительно, устал.
А потом решила распечатать и сделать карточки со всеми упражнениями, в силу того, что просто забывала их. Карточки были для меня. И каково же было моё удивление, когда сын мгновенно перестал уставать. Потому что он видел объём работы, которая его ждёт, и это его успокаивало. Он контролировал процесс.
То же самое и с играми.
Мы играем в различные игры на внимание, типа Кортекса.
Это достаточно быстрые игры. И хорошо бы в них сыграть несколько раз за одно занятие. Но так не получалось. Хотя сыну было интересно. Как только один круг игры заканчивался, всё. Он уже был не готов играть.
Но тут до меня начало доходить, в чём дело. И тогда я в расписании начала писать, к примеру, Кортекс — 1 2 3.
И всё. Проблема решена.
Отсюда вытекает проблема с устными предметами и классическим способом преподавания, когда учитель в начале рассказывает, а потом ждёт уточняющих вопросов, а потом уже сам задаёт вопросы.
Как очевидно, уже на первом этапе, даже если ребёнок понимает речь, а мой сын её понимает, возникнут огромные проблемы. Ребёнок не знает, когда учитель закончит. Как долго он будет говорить. Ребёнок ничего не контролирует. И что начинается? Дискомфорт, волнение, паника, потеря центра внимание. Не знаю, что у них там ещё происходит в головах. Но выглядит это, как будто он внезапно перестал понимать речь. Вот только что всё хорошо понимал, а вот раз, и перестал.
Я нашла способ немного решить эту проблему.
Если учитель, то есть я, хочет высказаться, точнее, провести классическое занятие, чего мы обычно не делаем, то стоит распечатать текст, который ты собираешься говорить, желательно с картинками. И тогда, пока ты будешь вещать-рассказывать-доносить, ребёнок будет следить по тексту.
Когда сын не читал, то я раскладывала перед ним ряд квадратиков, на которых были написаны цифры, много. И после каждого, сказанного мной предложения убирала квадратик.
Ясно, что сын понимал, что происходит, он видел, что до конца осталось определённое количество моих высказываний.
Сейчас я не использую такой способ обучения, как неэффективный. Но вдруг кто-то считает нужным научить ребёнка слушать лекции учителя, а на них основаны практически все предметы, то вот так делала я.
Итак. Всё должно когда нибудь заканчиваться, и желательно сделать так, чтобы ребёнок точно знал когда. Это решит такое множество проблем, что даже предположить трудно.
Статья с техническими подробностями в использовании этого подхода.
Удачи и терпения вам!