Найти тему
ItodorTV

Сколько вешать лошадей? Лодки "переходного возраста".

Статья, посвящённая теме оптимального выбора соотношения мощности ПЛМ и длины лодки, оказалась хорошо воспринята и вызвала бурные обсуждения. Не все, к сожалению, поняли её ключевой посыл. Не смотря даже на то, что я предельно чётко обозначил его в одном из первых абзацев. Как бы там ни было, но та история касалась самого массового класса – ПВХ лодок. Пришло время немного повысить ставки и поговорить о жёстком корпусе «начального уровня».

Даже в разговоре о ПВХ «вилка» длин в 1,5 метра (от 3 до 4.5) не смотря на моё стремление его «трагетировать» и обсуждение разных длин в отдельности, всё равно имеет множество пересечений и сильно зависит от условий эксплуатации. Но есть одна общая черта для всех ПВХ лодок – довольно слабая мореходность в «правильном» понимании этого термина. Даже небольшие, самые маленькие лодки с жёстким корпусом в полной мере наделены этим качеством. Впрочем, есть и ещё одна. В случае с ПВХ лодкой по умолчанию подразумевается то обстоятельство, что ПЛМ необходимо регулярно снимать и вешать. А это тоже накладывает свои… эксплуатационные обстоятельства.

Одно из ключевых преимуществ жёсткого корпуса перед ПВХ - отличная курсовая устойчивость.
Одно из ключевых преимуществ жёсткого корпуса перед ПВХ - отличная курсовая устойчивость.

В этот раз я решил не допускать ошибок, заострив внимание на самом узком сегменте таких корпусов. Ограниченным фактически длинами 390-480. Тот самый размер, который вполне можно назвать «переходным» от маломощного класса (обычно ПВХшек) к «взрослым», мощным и зачастую кабинным катерам. О которых мы непременно поговорим в следующий раз.
Не смотря на столь узкий «разбег» длин, именно этот класс справедливо можно назвать самым компромиссным. Позволяющим подбирать комплект очень по-разному. И именно этим этот класс и интересен.

Лодки (рибы) в размере 400-450 могут быть, как "переходным" в старший класс комплектом, так и вполне самостоятельным маломерным судном. Всё зависит от задач и требований.
Лодки (рибы) в размере 400-450 могут быть, как "переходным" в старший класс комплектом, так и вполне самостоятельным маломерным судном. Всё зависит от задач и требований.

Кроме того, для многих он ставится действительно переходным режимом, на котором владелец ощущает всю прелесть эксплуатации жёсткого корпуса. Не только прелесть, но и некоторые «подводные течения». Набирается опыта езды и манёвров с трейлером и дальше уже принимает решение, покупать катер большего размера или нет. Можно даже сказать, что это отличный «тренажёр». Впрочем, для кого-то этот класс становится той золотой серединой, в которой они находят для себя всё необходимое для комфортной рыбалки и отдыха на воде.

Любая лодка, размер и мощность установленного двигателя - это своего рода компромисс. Но выбирая определённые классы некоторые компромиссы уже пропадают, мы жертвуем одним в пользу другого.
Любая лодка, размер и мощность установленного двигателя - это своего рода компромисс. Но выбирая определённые классы некоторые компромиссы уже пропадают, мы жертвуем одним в пользу другого.

В чём компромиссность и бескомпромиссность?
Сперва скажу о том, что в качестве примеров будут выступать преимущественно РИБы. Объяснений этому несколько. В целом все эти критерии в определённой степени вполне применимы и для классических жёсткокорпусных лодок. Пластиковых или алюминиевых. Однако опираясь на мои условия эксплуатации, те акватории, которые представляют интерес лично для меня – именно РИБ сочетанием своих качеств является оптимальным решением. Не все тезисы о которых пойдёт речь далее в той или иной степени применимы и для обычных жёсткокорпусных лодок.

Я в целом больше люблю управлять румпелем. Но есть в этом и практическая составляющая. Отсутствие консоли освобождает большое пространство кокпита. Выбирать концепцию следуют исходя из личных предпочтений и задач.
Я в целом больше люблю управлять румпелем. Но есть в этом и практическая составляющая. Отсутствие консоли освобождает большое пространство кокпита. Выбирать концепцию следуют исходя из личных предпочтений и задач.

Бескомпромиссность выбора определяется следующими факторами: вам уже точно нужен автомобиль с фаркопом и желательно полным приводом. Вам уже точно нужны права (в некоторых случаях ещё можно обойтись и 10 сильным мотором, в том числе и «раздушенным», но всё же это скорее исключения) на управление МС. Вам точно нужно думать над местом спуска и хранения лодки между рыбалками. Вам уже точно придётся потратиться на трейлер для перевозки лодки и в целом ваши траты будут выше, чем в случае с ПВХ лодкой. На другой чаше весов: не нужно тратить время на сборку; освобождается багажник (вещи можно перевозить в кокпите лодки); в случае необходимости вы можете установить ДУ и более мощный мотор без ощутимых потерь обитаемости.

Вес мотора уже не так важен, как это было в случае с ПВХ лодками, ведь он траспортируется уже на транце...
Вес мотора уже не так важен, как это было в случае с ПВХ лодками, ведь он траспортируется уже на транце...

Компромиссность же заключена в том, что вы можете выбрать два пути. Оптимизации расходов или «нашпиговать лодку по полной». И, если для какой-нибудь ПВХшки 380-400 ДУ управление выглядит довольно странным решением, съедающим существенную часть пространства. То в случае с рибом длиной 430-450 даже жёсткая консоль управления уже не кажется чем-то необычным. При этом и румпельное управление вполне уместно. Исходя из выбора сценария, по которому будет комплектоваться лодка, зависят и первичные вложения, и последующие расходы. Иногда разница может быть в разы. Компромисс этого решения и является главным, что нужно учитывать, выбирая мощность мотора. Ведь именно это главная тема этой публикации.
Вас уже фактически не заботит вес мотора, ведь его можно перевозить прямо на транце. Однако и здесь вы можете делать выбор в зависимости от условий. Устанавливая менее мощный, но лёгкий мотор. Который при случае можно снять, чтобы облегчить лодку. Или установить более мощный и соответственно тяжёлый мотор, когда вы уверены в условиях спуска и подъёма из воды лодки.

При минимальной загрузке достаточно совсем небольшой мощности, чтобы риб вышел в режим глиссирования и двигался со скоростью около 30 км/час. Этот пример полностью разбивает ошибочное утверждение расчёта "кг веса на лошадиную силу", которым часто оперируют не опытные "знатоки". Длина лодки на фото 460
При минимальной загрузке достаточно совсем небольшой мощности, чтобы риб вышел в режим глиссирования и двигался со скоростью около 30 км/час. Этот пример полностью разбивает ошибочное утверждение расчёта "кг веса на лошадиную силу", которым часто оперируют не опытные "знатоки". Длина лодки на фото 460

Сколько вешать лошадей.
Прелесть данного класса состоит в том, что и мощность в 20 и 40 л.с. – абсолютно актуальны для этого класса. При этом лодки в данном размере не требуют ухода в мощности свыше 50-60 л.с. Что в первую очередь ударяет по бюджету. Судите сами. Порядка 170-180 тыс стоит четырёхтактный 20 сильный мотор. За 250-290 тыс вы можете приобрести мотор мощностью 30 л.с. Добавьте ещё сотню и вам хватит на мотор мощностью 40 л.с. Но вот найти новый мотор мощностью 60-70 л.с. дешевле 500 или даже 600 тыс., увы, не получится. В данном случае для риба длиной 450-460 мощности 30-40 л.с. будет достаточно. Но даже и 20 л.с. хватит при условии небольшой загрузки и желательно, всё же румпельного управления, либо лёгкой консоли.
На примере жёсткого корпуса абсолютно разбивается теории килограмм на лошадиную силу. Т.к. благодаря общей мореходности, смачиваемой поверхности, килеватости корпуса, наличию реданов, центровки и общей загрузки одна и та же мощность мотора может показывать совершенно разные показатели на лодках одной длины и одного веса. А в целом риб будет быстрее любой ПВХ лодки аналогичной длины и с той же мощностью двигателя.

Для больших акваторий, дальних переходов и вероятности "ситуационной" загрузки желательно иметь определённый запас мощности. В данном случае 30 л.с. мне показалось достаточным.
Для больших акваторий, дальних переходов и вероятности "ситуационной" загрузки желательно иметь определённый запас мощности. В данном случае 30 л.с. мне показалось достаточным.

Но общее правило сохраняется. Чем меньше лошадей – тем больше зависимость от загрузки. И если пустой корпус с минимальной загрузкой вполне вытянет даже десятка. Стоит немного подгрузить и ей уже будет тяжеловато.
Доп. загрузка может иметь ситуационный характер. А может и постоянный. Установка консоли, сидений, бака большего объёма, электронного оборудования и как следствие дополнительных аккумуляторов. В некоторых случаях и электромотора, и другого оборудования. Включая и декор корпуса. Всё это увеличивает общий вес и нагрузку. Толкая владельца в сторону покупки более мощного двигателя.

Тот же размер 450 позволяет доукомплектовать полноценной консолью и более мощным двигателем.
Тот же размер 450 позволяет доукомплектовать полноценной консолью и более мощным двигателем.

Насколько эти действия и траты целесообразны? Тут каждый решает сам. Лично я отдаю предпочтение максимальному простору в кокпите и управлению румпелем. Что позволяет мне размещать больше груза, иметь больше пространства, расходовать существенно меньше топлива. На отрезках в несколько километрах это не важно. А, что если вы наматываете за день километров 100-150? Примерно столько получается, если отправляешься на рыбалку в Териберку, ставшую популярной последние несколько лет. И здесь не только вопрос ситуационной грузоподъёмности, но и расход топлива тоже играет большую роль.
Повторюсь, конечный выбор зависит от предпочтений и пожеланий. Для многих, например, управление штурвалом – принципиальный фактор. Как, есть и те, кто не воспринимает лодки с подвесным мотором. Считая, что только стационар «делает её катером».

Со средними загрузками и на ровной волне справится и не слишком мощный двигатель. Отсутствие консоли на модели 430 не только снижает нагрузку на двигатель, но и обеспечивает больше пространства в кокпите.
Со средними загрузками и на ровной волне справится и не слишком мощный двигатель. Отсутствие консоли на модели 430 не только снижает нагрузку на двигатель, но и обеспечивает больше пространства в кокпите.

Если в случае с ПВХашками распространён тезис о тех самых 30 кг на 1 л.с., что в действительности является притянутой за уши формулой, не работающей в большинстве случаев. В случае с жёстким корпусом в целом, и данном классе в частности есть и другой стереотип. Утверждение, что установка более мощного мотора в конечном счёте снижает расход. Т.к. требуется меньше оборотов для выхода в режим глиссирования и достижение определённых скоростей. Утверждение это не совсем беспочвенно и при определённых обстоятельствах действительно более мощный мотор окажется экономичнее. Но лишь при соблюдении двух условии. Предельной загрузки и движения с одинаковой скоростью. Другими словами. Если мой 20 сильный мотор при относительно небольшой, но достаточной для решения задач загрузке (2 человека + стандартный набор вещей) на 2/3 или ¾ газа (что принято относить к наиболее экономичному режиму) достигает скорости в 35 км/час – с одной стороны. И загруженный корпус (4 человека + вещи) с 40й на транце на тех же ¾ вероятно будет двигаться с примерно той же скоростью или чуть больше. Но расход его, конечно будет больше.

Для дальних переходов и заброски снаряжения лучше использовать более мощный мотор. На этом рибе "Буревестник 430" с 40 сильной Ямахой на транце мы совершили переход до острова Сескар в центральной части Финского залива. Наша команда состояла из 4х человек и полного набора снаряжения.
Для дальних переходов и заброски снаряжения лучше использовать более мощный мотор. На этом рибе "Буревестник 430" с 40 сильной Ямахой на транце мы совершили переход до острова Сескар в центральной части Финского залива. Наша команда состояла из 4х человек и полного набора снаряжения.

Принимая решение следует базироваться на условиях эксплуатации, дальности переходов, общей загрузке (как постоянной, так и переменной). Максимальная скорость на максимальных оборотах не должна стоять во главе угла. При дальности перехода километров в 10-15 выигрыш между 35 и 50 км/час всего 5 минут. Однако эти пять минут могут превратиться в несколько десятков литров бензина на недельной рыбалке.
Куда важнее минимальная скорость глиссирования. И вот здесь более мощный мотор может оказаться более выгодным решением. Т.к. в условиях плохой погоды именно такой режим позволяет наиболее комфортно и быстро преодолеть необходимое расстояние. Тоже касается и «ситуационной загрузки». Когда дополнительные 100 кг не сказываются на скорости в случае, если мотор мощнее.

Слева 450, справа 390. Мой выбор в данном случае в пользу большей длины. Но в конечном счёте бюджет определяет, что "лучше" для владельца. В данном случае моторы 15 и 20 л.с.
Слева 450, справа 390. Мой выбор в данном случае в пользу большей длины. Но в конечном счёте бюджет определяет, что "лучше" для владельца. В данном случае моторы 15 и 20 л.с.

Решение: если ваша загрузка постоянна – подбирайте мотор исходя из соотношения общего веса и мощности. Если же загрузка лодки – величена переменная. А расстояния, которые необходимо преодолеть больше 10 км, да в добавок по открытой акватории. В этом случае, конечно, стоит смотреть в сторону более мощного двигателя.

Количество вещей говорит само за себя. А  ещё два участника остались за кадром. В этом случае 20 сильному мотору совсем немного не хватило, чтобы вытащить лодку в режим глиссирования. Как следствие пришлось идти в "переходном" , наименее экономичном режиме. Для таких ситуаций лучше иметь немного более мощный мотор.
Количество вещей говорит само за себя. А ещё два участника остались за кадром. В этом случае 20 сильному мотору совсем немного не хватило, чтобы вытащить лодку в режим глиссирования. Как следствие пришлось идти в "переходном" , наименее экономичном режиме. Для таких ситуаций лучше иметь немного более мощный мотор.

Мой выбор.
Вообще-то я стараюсь избегать «готовых решений». Предпочитая указывать на те особенности и нюансы, которые нужно учитывать и уже на их основе делать выбор. Но всё же в комментах нередко спрашивают о конкретном решении. В этот раз изменю своим правилам и скажу о том, какой выбор делаю я и почему.
Прежде всего о длине корпуса. Здесь я буду делать ставку на максимальную длину в 450-460. Для такой лодки мне вполне хватит те же 20 лс. которые я повешу на 390. Но при этом я буду иметь гораздо больше пространства, лучшую обитаемость, комфорт и безопасность в том числе. Не смотря на то обстоятельство, что именно 390 – один из самых популярных размеров для риба, на мой взгляд единственным разумным ограничением может быть цена. Лодка меньшего размера стоит ощутимо дешевле. Но в пользу корпуса большей длины говорит ещё и тот факт, что я могу делать постепенный «апгрейт». Доустонавливать оборудования и в том числе, установить более мощный мотор. С той лишь оговоркой, что к примеру, такая опция, как «рецесс» и просторный рундук в кормовой (рецессной) зоне – устанавливается заранее. Его нельзя доустоновить на готовую, транцевую лодку. Это надо учитывать. Вообще в будущем я возможно поделюсь соображениями относительно опций, что считаю стоящим и в какой последовательности всё это стоит устанавливать.

Некоторые коллеги ошибочно полагают, что при прочих равных следует делать выбор в пользу предельно мощного мотора. Что на самом деле большая ошибка. Грань предельной мощности очень тонкая  между лучшим к.п.д. и избыточной мощностью. В данном случае можно сказать, что 40 л.с. предельная мощность для этой модели.
Некоторые коллеги ошибочно полагают, что при прочих равных следует делать выбор в пользу предельно мощного мотора. Что на самом деле большая ошибка. Грань предельной мощности очень тонкая между лучшим к.п.д. и избыточной мощностью. В данном случае можно сказать, что 40 л.с. предельная мощность для этой модели.

Что касается мощности. Как я уже сказал, в этом классе я не сторонник установки консоли и нагружать лодку. Предпочитая румпельное управление и сохранение свободного пространства. Что в свою очередь позволяет использовать мотор меньшей мощности. Для внутренних водоёмов. Рядовой рыбалки с загрузкой 2-3 человека, стандартным набором снастей и тд – вполне достаточно 20 л.с. для лодок 430-450. И я не вижу особого смысла в более мощном моторе.
Если же предполагается большая загрузка, преодоление больших расстояний (20-50 км в одну сторону и больше), с дистанционным управлением или румпельным. Я сделаю выбор в пользу 30 сильного мотора.
В том случае, если лодка используется для заброски людей и грузов на расстояния в несколько десятков километров – имеет смысл рассматривать мотор мощностью 40 л.с.

-15

Таково моё мнение по данному вопросу в категории небольших жёстких корпусов. Ну а в следующий раз поговорим уже о моделях большего размера. Где выбор мощности напрямую зависит от конфигурации катера. И том, почему я считаю ошибочным навязываемый некоторыми дилерами и «гидами» тезис о том, что катер следует комплектовать максимально мощным двигателем.
Не прощаемся!

-16

Друзья, тема выбора мощности мотора и длины лодки дискуссионна и вызывает споры. Что на самом деле не плохо. По этому, если у вас есть вопросы или вам есть что сказать по данной теме, поделиться личным опытом - добро пожаловать в комментарии!
Если эта статья показалась вам полезной и интересной - ставьте палец вверх и подписывайтесь, если ещё не сделали это!

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Все фото мои (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv