Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Маскарад" (СССР, 1941): мнения

Маскарад. СССР, 1941. Режиссер и сценарист Сергей Герасимов (по одноименной драме М.Ю. Лермонтова). Актеры: Николай Мордвинов, Тамара Макарова, Михаил Садовский, Софья Магарилл, Антонин Панкрышев, Эмиль Галь, Сергей Герасимов и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Сергей Герасимов поставил перед собой смелую задачу экранизации лермонтовского «Маскарада», которая вызвала поначалу неоднозначные, хотя в целом позитивные оценки в прессе.

-3

К примеру, в «Краткой истории советского кино» отмечалось, что «в основе трактовки С. Герасимовым «Маскарад» лежало стремление передать обличительный пафос и философскую поэзию, столь характерные для творчества гениального поэта… При этом с. Герасимов сосредоточил внимание не столько на «маскараде», сколько на трагедии одиночества. Точный выбор на роль Арбенина Н. Мордвинова – актера романтического склада – особенно способствовал этому обстоятельству. Герасимову пришлось преодолеть трудности, связанные с передачей на экране стихотворного текста. Эту задачу режиссер решил с помощью кинематографического ритма (межкадрового и внутрикадрового). … В фильме сохранена взволнованность и эмоциональная насыщенность лермонтовского романтизма. И в то же время нет в нем ничего демонического, инфернального. Сгущенность романтической атмосферы, напряженность действия ни на минуту не уводят зрителя из пределов реальности. … Образ Нины в фильме не случайно вызвал разноречивые мнения. … Т. Макарова стремилась создать образ женщины редкой чистоты, в которой гармонически сочетаются добро и красота и которая является полной противоположностью демоническому Арбенину. Но если в ряде сцен… актриса очень близка к достижению цели, то в других… Нина слишком заземлена, ей недостает поэтичности, духовности. Такое толкование лермонтовской Нины ослабило в картине авторское противопоставление добра, чистоты и правды «маскарадной» лжи. К тому же образы «маскарада» на экране оказались сильно урезанными. Однако эти недочеты не лишили фильм цельности. … «Маскарад» - фильм, обогативший искусство экранизации интересным и ценным опытом» (Грошев и др., 1969: 258-259). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

-4

Уже в XXI киновед Лев Парфенов (1929-2004) писал, что «Маскарад» - фильм уникальный. В нашем кинематографе нет другой картины, которая по стилевому решению была бы близка ему. Герасимов проявил неизвестные до этого грани своего таланта. Фильм отличают неприкрытая сила чувств, порывы бурных страстей, напряженная духовная борьба. В нём все обнажено, обострено. Вместе с этим это фильм блестящий, романтически возвышенный. Не утратив поэтического начала первоисточника, режиссер нашел кинематографический эквивалент драматургическому произведению, написанному в стихах. … Арбенин в фильме не демоническая фигура, а крупная человеческая личность, в которой уживались аналитический ум и трепетные чувства. В этом образе Мордвинову и Герасимову удалось соединить глубину психологической характеристики с редкой пластической выразительностью и одухотворенностью» (Парфенов, 2010: 121). Парфенов Л. Герасимов Сергей Аполлинариевич // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 120-123.

-5

Итак, это были мнения киноведов.

А каковы Ваши мнения о «Маскараде», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020