Первый раз об идее запустить троллейбусы для перевозки грузов через замерзшее Ладожское озеро я узнал из книги В. М. Ковальчука «Ленинград и большая земля». Валентин Михайлович ссылался на докладную записку профессора А.Н. Бутникова:
«Не исключена возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбуса, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед».
Тогда мне показалось это фантастическим, пардон, бредом. Потом уже, изучая фонды в архиве Центрального военно-морского архива в Гатчине, я нашел эту записку профессора Бутникова с предложениями по формированию трассы через Ладожское озеро и использованию на ней троллейбусов. Читаем в ней следующее:
«Если будут затруднения с бензином, тогда следует устроить троллейбусную линию по южной трассе, примерно начать ее на 10 км. южнее мыса Осиновец и выйти на дер. Низово»
Источник: «Шоссейно-грунтовые дороги КБФ». ЦВМА РФ Гатчина Фонд 2. Опись 1, документ 563 (78 стр.). C. 17–19.
Документ довольно интересный, с расчетами замерзания льда, нагрузки на лед и т.д. Профессор не просто выдвинул фантастическое, на первый взгляд, предложение, а дал практические выкладки и обоснования для возможности его реализации.
Но даже после прочтения этого документа я не допускал мысли о возможности организации движения по ледовой магистрали троллейбусов.
Когда на лед Ладоги вышли первые 10 машин 389 ОАТб (Отдельного авто-транспортного батальона), начальник штаба батальона капитан Евгений Александрович Бирюкович, чтобы не сбиться с пути, лежал на крыле машины, держа в руке телефонный кабель, проложенный связистами. Так, по кабелю, колонна и пошла по трассе.
Евгений Александрович Бирюков, (1910 – ?), род. в дер. Телеханы, Пинская обл., Белоруссия. Командир 389 ОАТБ. Участник обороны Ленинграда, Сталинградской битвы.
В начальный период работы ледовой магистрали кабель лежал на льду, и многие водители, как путеводной нитью, пользовались им при движении через озеро. Нередко засыпали, наезжали колесами на кабель, рвали его. Начальник направления связи Ленинград – Москва Н.Н. Зазимко вспоминал:
«Немало неприятностей причинял нам и автотранспорт. Черная жилка на белом, как сахар, снегу служила для водителей прекрасным ориентиром. И шоферы, чтобы не потерять направление в этой бескрайней снежной пустыне, старались ехать поближе к линии связи. Очень часто случалось так, что какой-нибудь зазевавшийся водитель наезжал на провод и рвал его. Иногда зацепившийся кусок наматывался на колесо машины или гусеницы трактора, и тогда приходилось восстанавливать десятки, а то и сотни метров. Мне случалось наблюдать, как линейные надсмотрщики, только что вернувшиеся с линии после устранения повреждения, не успев даже поесть, вновь брали тяжелые катушки кабеля и отправлялись в ночную темень, в разбушевавшуюся метель»
Источник: Зазимко Н.Н. «Москва! На проводе — Ленинград!» // На дороге жизни [Сборник / Сост. П.Л. Богданов]. М.: Воениздат, 1980. С. 71–72.
Могу себе представить, как связисты, матерясь, шли исправлять повреждения. Когда силы связистов стали таять, они сделали шестовку. Об этом позже вспоминал связист Петр Леонидович Богданов:
«Мы протянули по льду так называемую шестовку (провод, укрепленный на шестах) и в течение всей зимы сохраняли этот вид связи»
Источник: Богданов П.Л. Связисты 526-й на Ладоге // На дороге жизни [Сборник / Предисл. А.Н. Косыгина. – Переизд.]. Л.: Лениздат, 1975. С. 354.
Кстати, Петр Леонидович Богданов – автор знаменитой песни «Ладога, родная Ладога»
Пока мне удалось найти только одно фото, на котором отчетливо виден провод на шесте
Хотя, возможно, тут изображен и малогабаритный столб, о которых упоминал Н.Н. Зазимко:
«Командование ледовой трассы предъявляло к нам, связистам, серьезные претензии. Нужно было найти какие-то новые пути решения поставленной задачи. Вот тогда-то подполковник Хрисанфов и еще некоторые товарищи и предложили построить телефонную линию на малогабаритных столбах — высотой 2–2,5 метра»
Источник: Зазимка Н.Н. «Москва! На проводе — Ленинград!» // На дороге жизни [Сборник / Предисл. А.Н. Косыгина. – Переизд.]. Л.: Лениздат, 1975. С. 72.
Хотя, скорее всего, это все же шестовка, так как:
«Столбы устанавливались на льду особым способом. Для каждого долбили лунку, а потом вмораживали в нее столб. Все столбы имели еще и боковые опоры из бревен» (Там же, с. 73).
А после прокладки по дну озера электрических кабелей по льду провели воздушную линию электропередач. Она запечатлена на одной из фотографий, которую я также обнаружил в ЦВМА в Гатчине:
Как мы видим по фото, конструкция довольно основательная. И это под носом у противника! И это работало!
Линия электропередач принципиально мало чем отличается от контактной сети электротранспорта. Троллейбусное движение имело несомненные плюсы — это отсутствие дефицитного на тот момент топлива и наличие вагонов, которые не были, как грузовики, мобилизованы в армию и находились непосредственно в Ленинграде.
Но были и минусы. Необходимость обслуживания контактной сети, которая, несомненно, подвергалась бы обстрелам и бомбежкам немцев. А обрыв контактной сети неизбежно приводил бы к превращению троллейбусов в неподвижные мишени. Движение по Дороге Жизни происходило в нескольких километрах от берега, занятого врагом. И вся трасса превратилась бы в «проклятый» 9-й километр, самый опасный участок ледовой трассы.
Но, несомненно одно, - если бы движение троллейбусов по льду Ладожского озера было оправдано, то троллейбусы бы пошли. Но на тот момент автомобильное движение, даже несмотря на первоначальный топливный голод, было оптимальным решением для снабжения города продовольствием и боеприпасами. А "фантастическое" по меркам 21 века предложение профессора Бутникова в военные, блокадные годы могло стать реальностью! Такое было поколение. Титаны!