Получаю от вас "лайки" и "дислайки". С интересом читаю ваши вопросы, стараюсь на них отвечать. Иногда вопросы очень серьёзные. Иногда не очень :)
Китайская пословица гласит: 请教别人一次是5分钟的傻子,从不请教别人是一辈子的傻子 - Тот, кто задал вопрос – является глупцом 5 минут, а тот, кто не спросил, останется глупцом навсегда. Поэтому всегда лучше спросить, чем не спрашивать.
С недавнего времени появилась возможность получать личные сообщения.
Вот одно из них:
Михаил Николаевич!
Не могли бы вы высказать свое мнение вот по какому вопросу.
Заглянул сегодня на дзен канал с названием "3aпиcки мacтepa". Там пока всего три статьи. Статьи сами по себе неплохие, но вот что настораживает. Во первых само название канала»"…". По моему в каратэ совсем не принято называть себя мастером. Это как то совсем не по каратистски. И второе. Автор скромно подписывается как "Сэнсей А….ев Н.А. 4 дан JSKA". Можно ли называть себя сэнсеем?
(название канала и фамилию его автора я убрал, они значения не имеют - М.Н.С.)
Отвечу сразу - можно! Но при одном условии. Условие простое - это некритичное отношение к себе, излишне завышенная самооценка.
360 лет назад в княжестве Сага в провинции Хидзэн родился самурай Ямамото Цунэтомо (яп. 山本 常朝, 11 июня 1659 года — 30 ноября 1719).
Ямамото 30 лет посвятил служению даймё Набэсима Мицусигэ (鍋島 光茂, 10 июля 1632, Сага, Кюсю, Япония — 2 июля 1700, там же) и его клану. Когда В 1700 году Набэсима умер. После смерти Набэсимы Ямамото Цунэтомо отказался совершать самоубийство именно потому, что его правитель выступал против этой практики при жизни. Позднее Цунэтомо стал монахом-отшельником и ушёл в горы.
Позднее (между 1709 и 1716 годами), он поведал множество своих мыслей своему другу самураю, Цурамото Таширо. Многие из афоризмов Ямамото касались отца и деда (Набэшимы Наошигэ) его даймё. Высказывания Ямамото были собраны и опубликованы в 1716 году под названием «Хагакурэ» (яп. 葉隱 - «Сокрытое в листве»), практическое и духовное руководство самурая. В неё Цунэтомо, в частности, включил изречения и деяния самого Набэшимы Мицушигэ, а также его деда Наошигэ, отца Кацушигэ и старшего сына Цунашигэ.
Книга была малоизвестна вплоть до 1930-х годов, когда она стала одним из известнейших произведений, выражающих идеи Бушидо.
Вот отрывок из этой книги:
Тренировке человека нет конца. Бывает, так, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших людей.
Я когда-то учился в школе, где преподавался китайский язык. Давно это было, но китайский не забываю, тем более, что именно преподавателю китайского языка (удивительно, но он же – учитель физкультуры) я обязан тем, что начал заниматься тем, чем занимаюсь до сих пор – восточными воинскими искусствами.
В китайском языке есть три слова – Лаоши - 老师 – учитель, преподаватель, наставник, Шифу - 师父 - мастер, и Сяньшен - 先生 – господин.
Повторю – Лаоши это учитель, наставник, старый мастер. Шифу - мастер, учитель, господин. А Сяньшен – обращение к более старшему, или стоящему на более высоком социальном (профессиональном) уровне. Перевести можно как «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший», но в обиходной речи – господин.
Японские иероглифы, как правило, переводятся так же, как и китайские (но читаются по-другому). И Сэнсэй (яп. 先生 сэнсэй, букв. «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший») в Японии это тоже вежливое обращение к старшему - к учителю, врачу, писателю, начальнику или другому значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку, синоним – «Господин». Именно обращение. Называть самого себя "Иванов-Сэнсэй" не принято, считается неприличным. То же самое, как называть самого себя "Господин Петров" или "Товарищ Брежнев". Иногда бывает, но чаще с значительной долей самоиронии.
В Будо Сэнсэй встречается как ПРИСВОЕННОЕ ЗВАНИЕ. Сам по себе черный пояс и какой-то Дан право на такое звание не даёт. И уж тем более такое право не "самоприсваивается".
Насчет мастера...... на мой взгляд, мастером в каратэ может быть человек, посвятивший изучению Будо лет этак 50-60. Без перерыва. Человек, который лет в 70-80 может сделать что-то не хуже, чем делал в 20-30. А что-то - лучше. Человек, который может даже неразумному ребёнку на понятном языке объяснить сложные моменты каратэ. Человек, которого уважают ученики и коллеги. И даже конкуренты. Человек, который сам себя никогда не назовёт даже в припадке мании величия "Мастером".
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы ПОСЛЕ отмены режима самоизоляции и карантина.