Найти тему
Катехизис и Катарсис

Черный Иисус?

В последнее время в мире наблюдается нашествие варваров, сопровождаемое грабежами и вандализмом. Как и их предшественники, похоронившие блестящую античность, нынешние варвары грабят не только имущество – они совершают ограбление идей. В частности, среди варваров популярен тезис о том, что цветом кожи Спасителя нашего Иисуса Христа был цвет безлунной ночи в сельской глуши.

Вызов принят. Пожалуй, стоит разобраться в этом вопросе.

Предупреждение: я прекрасно понимаю, что дикари из BLM в большинстве своем необразованные глупые люди и не разбираются в библейской истории. Они руководствуются лишь желанием украсть и присвоить: телевизор, автомобиль или идею. Поэтому не надо считать, что текст этот для них.

Начнем с того, что Иисус Христос существовал. Это не культурный герой, не собирательный образ и не мифологический конструкт – он существовал, как человек. Я сейчас не говорю о чудесах и Воскресении – это вопросы веры. Но вот само существование Христа вопрос научный.

Итак, историческая наука, так или иначе, признает историческими персонажами: Понтия Пилата, еврейского первосвященника Каиафу, крестителя Иисуса Иоанна Предтеча, апостолов Петра, Павла, Матфея, Иоанна Богослова и Фому.

1 из 2Так называемый «оссуарий Каиафы», обнаруженный в 1990-м году в Иерусалиме. Технически, это оссуарий сына Каиафы Иосифа, о чем и написано на его торце. Считается, что упомянутый Каиафа и есть первосвященник из «Нового завета».
1 из 2Так называемый «оссуарий Каиафы», обнаруженный в 1990-м году в Иерусалиме. Технически, это оссуарий сына Каиафы Иосифа, о чем и написано на его торце. Считается, что упомянутый Каиафа и есть первосвященник из «Нового завета».

Из восьми перечисленных пятеро упоминали собственное (в случае Павла несколько опосредованное) знакомство с неким человеком по имени Иисус. Для любого другого персонажа той эпохи такого количества источников хватило бы для признания историчности, но в случае Иисуса мы, конечно, говорим о синкретическом монстре Франкенштейна из египетской, еврейской и греческой мифологии...

Поэтому я позволю себе исходить из тезиса о том, что Иисус Христос существовал. Тем более, что в разборе вопроса о цвете Его кожи это важно.

Итак, что у нас есть в исходном: Иисус был рожден от еврейской женщины где-то на рубеже эр.

Еврейские женщины в большинстве своем имеют характерный тип внешности:

1 из 3Галь Гадот.
1 из 3Галь Гадот.

Как видно, они не негритянки. Евреи вообще семиты, если что, и подавляющее большинство из них имеют тип внешности называемый средиземноморским, то есть, у них сравнительно смуглая кожа и темные волосы, а также миндалевидные глаза. Этот тип внешности почти не изменился за тысячелетия.

Кроме того, помимо свидетельств очевидцев есть целых два специфических артефакта, по которым можно судить о внешности Христа, но это не точно.

Лицо человека, который был завернут в Туринскую плащаницу. Возможно, Иисуса Христа.
Лицо человека, который был завернут в Туринскую плащаницу. Возможно, Иисуса Христа.

Казалось бы, дело закрыто… А что если я скажу вам, что Иисус теоретически мог быть чернокожим?

Итак, начинается натягивание совы на глобус.

Согласно «Ветхому завету», в мир должен явиться Мессия, который приведет еврейский народ к благоденствию и установит везде «Адъ и Израиль». Христианство считает таковым Мессией Иисуса Христа, который стал Спасителем не только для евреев, но вообще для всех.

Рождению Мессии должны были предшествовать определенные знамения, например, появление на небе Вифлеемской звезды, сподвигшее волхвов на успешные поиски безвестного младенца, родившегося в хлеву.

Еще одним признаком еврейского Мессии должно было быть правильное происхождение. Он не Иван Родстванепомнящий, он Царь Иудейский и ведет свое происхождение от царей. Если конкретнее, от царя Давида.

Допустим.

«Срулик», это сокращение от имени «Израиль». Родившись, как карикатурный персонаж – стереотипный «простой парень из кибуца», со временем Срулик стал одним из символов именно израильских евреев.
«Срулик», это сокращение от имени «Израиль». Родившись, как карикатурный персонаж – стереотипный «простой парень из кибуца», со временем Срулик стал одним из символов именно израильских евреев.

Итак, смотрим на царя Давида. Давид был четким еврейским Сруликом. Рожден от отца старого-старого еврейского рода, а вот мама была из моавитян. Это был близкий к евреям народ, происходивший от единственного праведника из Содома Лота и его старшей дочери (вставить шутку про инцест здесь. Про ЛГБТ тоже можно – Содом все-таки).

Имеется и его словесное описание. Согласно ветхозаветной «Первой книге Царств» Давид был белокур (sic!), красив и силен. Ах да! Еще он хорошо играл на лирах – не стоит этого забывать.

Вы видите негра? Я тоже нет. Светлый цвет волос вызывает вопросы (отец семит, мать семитка – неужели измена?), но есть теория, что в те времена в Южном Средиземноморье светловолосыми называли всех, у кого волосы были хоть чуть светлее угля.

Царь Давид на картине XV-го века.
Царь Давид на картине XV-го века.

Давид завалил Голиафа, стал царем Израиля и, по сути, создал иудаизм, как нормальную религию без человеческих жертвоприношений и прочих гадостей. Ах да! Еще он сам писал религиозные песни – не стоит этого забывать. Да и как тут забудешь – слышали про псалмы? Там вот, это в основном Давид, ну и позднейший коллектив авторов.

И породил Давид на свет много-много детишек от многих и многих жен и наложниц. Был среди них и мальчишка по имени Соломон.

Соломон не должен был стать царем Израиля – старшинством не вышел. Мама у него, скорее всего, была из хеттов и являлась одной из многочисленных внебрачных зазноб Давида. Хетты тоже не были неграми. С ними все очень сложно, и я не хочу лезть в дебри, в которых могу заплутать, но судя по всему, хетты были индо-иранским народом, а значит, европеоидами, а не негроидами.

Кстати, законного мужа матери Соломона по приказу Давида оставили на съедение врагам, как Сару Керриган. Но Давид потом в этом раскаивался, а Соломона очень любил и именно ему завещал Израильское царство.

Потом были «скандалы, интриги, расследования…», несколько казней прочих претендентов, когда Соломон расчищал себе путь к престолу, подавленные бунты… в общем, обычная жизнь нормального государства.

При Соломоне Израильское царство пережило настоящий рассвет. Вдруг выяснилось, что если не воевать с окрестными государствами, то можно быть богатым просто за счет транзита их товаров, ведь через Израиль проходили все ключевые торговые маршруты региона. В первую очередь, это была так называемая «Царская дорога» из Египта в Месопотамию.

Основные торговые маршруты региона во времена царя Соломона.
Основные торговые маршруты региона во времена царя Соломона.

В результате миролюбивой внешней политики Израильское царство процветало, а его царь стал сказочно богат. Именно «сказочно», ведь сказки о «Копях царя Соломона» дожили даже до современности.

Но главное, чем запомнился Соломон самим евреям, это строительство Иерусалимского храма. На этом завершился целый этап истории иудеев, начатый еще Моисеем во времена Исхода из Египта.

Но что это мы все о возвышенном? Как и царь Давид, Соломон любил женское общество и кроме большого количества официальных жен, держал еще и гарем любовниц. Тянуло Соломона и на экзотические амурные приключения.

В «Ветхом завете» упоминается визит ко двору Соломона некой царицы Савской (с ее именем все сложно, поэтому далее она будет просто «царицей Савской»). Традиционно считается, что эта женщина была правительницей царства Саба (Шеба), находившегося в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена. Она прибыла к Соломону с целым караваном подарков, в основном благовоний, коими действительно в древности славилась Южная Аравия. Царь Израильский с царицей Савской разговорились, и она стала загадывать ему загадки, чтобы проверить, так ли мудр Соломон, как о нем говорят. Проверила – мудр. На этом царица Савская из «Ветхого завета» исчезает.

Примерное расположение Сабы (Савы) на Аравийском полуострове. Подробнее сказать нельзя – источников ужасно мало.
Примерное расположение Сабы (Савы) на Аравийском полуострове. Подробнее сказать нельзя – источников ужасно мало.

Однако ее визит отчего-то очень запомнился евреям и вскоре про Соломона и царицу стали ходить фривольные анекдоты, в итоге сложившиеся в предание о том, что между двумя монархами произошел скоротечный, но яркий роман.

В Эфиопии же эту легенду дополняют деталями о том, что царица понесла от Соломона и родила сына, который стал родоначальником царской династии Эфиопии, а еще привез с собой из страны отца иудейских мудрецов, чтобы они научили аборигенов закону Божьему. Собственно, в легенде говорится даже о том, что тот самый Ковчег Завета, который искал Индиана Джонс, сын Соломона и царицы Савской тоже привез с собой.

Откуда вдруг взялась Эфиопия?

Дело в том, что в VI-м веке до н.э. царство Саба попыталось колонизировать области Африки, которые ныне занимает Эфиопия. Было это, правда, спустя примерно четыре века после возможной (лишь возможной!) встречи Соломона и царицы Савской.

Вместе с сабеянами в Восточную Африку пришла и легенда о царице Савской. Судя по всему, тогда же и тем же путем в Эфиопию проник и иудаизм, благодаря чему в мире теперь живут черные евреи.

Итак, зачем нужен был столь подробный пересказ этих легенд? Допустим, связь Южной Аравии и Восточной Африки была древнее VI-го века до н.э. и еще во времена Соломона в царстве Саба могли быть негры. Причем, не просто быть, но занимать высшие посты в государстве, основное население которого было семитским.

Трудно, понимаю, но подобные примеры в истории есть – белые в ЮАР или Родезии вспоминаются сходу.

Допустим, царица Савская была негритянкой, а не семиткой. Допустим так же, что у нее действительно были отношения с царем Соломоном и от этих отношений появился ребенок. И ребенок этот был похож именно на мать, а не на отца. Кроме того, допустим, что ребенок остался в Израильском царстве, а не вернулся с матерью в Сабу.

Я же обещал, что это будет натягивание совы на глобус.

Собственно, царицу Савскую довольно часто изображают чернокожей даже в Европе. Вот, например, миниатюра из средневекового германского манускрипта. Златая грива волос при черной коже, это, конечно, ор.
Собственно, царицу Савскую довольно часто изображают чернокожей даже в Европе. Вот, например, миниатюра из средневекового германского манускрипта. Златая грива волос при черной коже, это, конечно, ор.

Но ведь Иисус совершенно не обязательно должен был быть потомком Соломона – он вполне мог происходить от других многочисленных отпрысков Давида. Однако, теория «черного Иисуса» подлежит хоть какой-то научной проверке и оценке только, если мы введем негроидный элемент в жизнь древнего Израильского царства, а достоверно известно лишь об одном возможно (опять же – только возможно!) чернокожем человеке в ранней еврейской истории – этим человеком была царица Савская.

Таким образом, теория «черного Иисуса» состоятельна (причем, очень условно) только в том случае, если Христос был потомком ребенка царя Соломона и царицы Савской.

Теперь перенесемся в I-й век нашей эры.

В Евангелиях от Матфея и от Луки есть родословные Христа. Важно, что именно в этих двух. Матфей, если автором был именно он (подробнее см. здесь), был первым евангелистом. Кроме того, он писал по-еврейски и для евреев. Евреи (в лице иудейских иерархов) не распознали в Христе обещанного Мессию, поэтому для Матфея было важно указать на то, что Иисус все же был этим Мессией.

Из ветхозаветных пророчеств про Мессию было известно, что он будет потомком еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, а также потомком царя Давида.

Вот сравнение родословий Христа по Матфею и по «Ветхому завету», начиная с Давида:

Да, взял из Википедии – можете доставать свои гнилые помидоры.
Да, взял из Википедии – можете доставать свои гнилые помидоры.

Важно отметить, что в «Ветхом завете» (книга «Паралипоменон») этот список выглядит не так и описывает вообще потомков Давида, а не только эту конкретную ветвь, но все указанные имена в том описании есть, как и их взаимосвязь.

Кроме одной лакуны у Матфея, эти списки идентичны вплоть до Зоровавеля. Зоровавель персонаж достаточно знаковый для «Ветхого завета», ведь был предводителем первых евреев возвратившихся из Вавилонского плена в Иудею. После Зоровавеля следует несовпадение, которое довольно трудно объяснить.

Евангелист Матфей и ангел на полотне Рембрандта.
Евангелист Матфей и ангел на полотне Рембрандта.

Обычно для объяснения приводят специфические черты древнееврейского семейного права, когда женщина после смерти мужа выходила замуж за его брата (который как будто «заменял» умершего) – иногда это приводило к путанице в родословной, когда человек считался сыном не своего биологического отца, а того, кто прежде был супругом его матери.

Еще древние комментаторы понимали, что это натяжка, но лучшего придумать не смогли. Ну не объявлять же во всеуслышание о том, что почтенный евангелист Матфей, будучи образованным иудеем, мог просто сфальсифицировать позднюю родословную Христа, взяв за основу верхней части списка одну из ветвей рода Давида, подробно описанную в ветхозаветном «Паралипоменоне».

Но нас-то в данном случае больше интересует как раз не конец списка, а его начало – и Матфей и «Паралипоменон» проводят линию через Соломона. Иными словами, если учитывать все допуски насчет черного потомка Соломона и царицы Савской, негритянская кровь может (понимаю, что надоел, но повторюсь – только может!) присутствовать в «официальной» родословной Христа.

Однако родословная Христа присутствует и в Евангелие от Луки. И на этом все запутывается окончательно:

Это вообще родословные одного и то же человека? Здесь только четыре существенных совпадения: Давид, Салафииль и Зоровавель (вновь ставший «опорной точкой» списка), и Иосиф.
Это вообще родословные одного и то же человека? Здесь только четыре существенных совпадения: Давид, Салафииль и Зоровавель (вновь ставший «опорной точкой» списка), и Иосиф.

Самый простой ответ заключается в том, что Лука, возможно, единственный не-еврей среди составителей «Нового завета» просто выдумал этот список, не разбираясь в тонкостях еврейской истории, а, возможно, и вовсе не будучи знакомым с родословием, приведенным у Матфея.

Однако простой ответ не всегда верный. Лука был очень образованным человеком для своего времени, а кроме того, приходился учеником апостолу Павлу, который до крещения был, на секундочку, фарисеем и происходил из заметной фарисейской семьи. Он бы уж постарался объяснить своему ученику, что в родословии еврейского рода лучше ничего не придумывать.

Позднейшее изображение Зоровавеля.
Позднейшее изображение Зоровавеля.

Не вписывается в эту теорию и то, что в середине списки вдруг синхронизируются на именах Салафииля и его сына Зоровавеля. Значит, Лука либо был знаком со списком, приведенным Матфеем, и осознанно разошелся с ним, либо и без всякого Матфея знал, что родословие Христа проходит через этого самого Зоровавеля. Но тогда возникает новый вопрос – если оба списка не взяты с потолка, то почему они так отличаются?

Возможный ответ заключается в том, что это родословные двух разных людей, связанных с Иисусом – Его матери и Его «приемного» отца. Согласно этой теории, у Матфея изложена родословная линия Иосифа, а у Луки родословие Марии.

Тут же возникает вопрос, откуда в родословии Марии взялся Иосиф, и почему там нет самой Марии? Дело в том, что еврейское родословие велось лишь по мужской линии, поэтому Иосиф, взяв в жены Марию, занял место в родословии Христа по матери.

Тогда разночтения между двумя линиями становятся понятны. Имея общего предка – Давида, далее ветви развивались независимо друг от друга, сошлись на Салафииле и Зоровавеле (что не так уж и невероятно), вновь разошлись и опять соединились лишь на Марии и Иосифе.

Версия эта еще и от того имеет право на жизнь, что Лука более, чем кто либо из евангелистов пишет именно о том, что окружало Рождение Христа. О жизни Богородицы до Рождества, о детстве самого Иисуса.

«Христос в родительском доме» Джона Милле, 1850-й год. Этого эпизода нет в Евангелиях, но, пожалуй, только у Луки он мог бы быть. Лука единственный из евангелистов приложил усилия к тому, чтобы подробно (насколько позволяло евангельское повествование) описать людей, окружавших детство Христа, описать атмосферу, в которой Он рос.
«Христос в родительском доме» Джона Милле, 1850-й год. Этого эпизода нет в Евангелиях, но, пожалуй, только у Луки он мог бы быть. Лука единственный из евангелистов приложил усилия к тому, чтобы подробно (насколько позволяло евангельское повествование) описать людей, окружавших детство Христа, описать атмосферу, в которой Он рос.

Я уже не первый раз пишу о том, что Евангелие от Луки, это в первую очередь исследовательская работа, ведь ни Лука, ни даже Павел не были непосредственными свидетелями жизни Христа. И я вполне могу допустить, что Лука приложил усилия к тому, чтобы отследить именно линию Марии настолько, насколько это было возможно.

В этой линии нет Соломона. Вслед за Давидом идет другой его сын Нафан. Значит, по линии Марии теория «черного Иисуса» не состоятельна.

Причем, стоит заметить, что, например, Русская Православная Церковь и Римская Католическая Церковь официально считают отцом Девы Марии некоего Иоакима, которого нет ни в списке Луки, ни в списке Матфея. Однако Иоаким вообще происходил из колена Левина и не был потомком Давида (Давид происходил из Иудина колена).

Таким образом, чернокожим Иисус мог быть лишь по линии Иосифа. И для этого потребовалось бы совпадение огромного количества обстоятельств. Царица Савская должна была быть негритянкой; у нее с Соломоном должен был родиться ребенок; этот ребенок должен был остаться в Израильском царстве; именно от него должна была пойти линия Иосифа; за прошедшие века (около тысячи лет) негритянские гены не должны были полностью раствориться в семитских; они должны были фенотипически проявиться именно у Иисуса.

Ах да – еще именно Иосиф должен был стать биологическим отцом Христа.

Значит, если Иисус все же был чернокожим, он не был Сыном Божьим.

«Святое семейство» Рафаэля. Обратите внимание на возраст Иосифа.
«Святое семейство» Рафаэля. Обратите внимание на возраст Иосифа.

Согласно христианской доктрине, у Марии и Иосифа никогда не было интимной близости. На это была совершенно банальная причина – Иосиф был стариком, когда взял Марию в жены. Этот вдовый уважаемый еврей, отец нескольких детей (именно они в «Новом завете» именуются братьями Божьими) женился на юной непонятно от кого беременной девушке, чтобы предоставить ей опеку, а ее ребенку отцовскую защиту.

Зачатие Иисуса от Бога – это тоже вопрос веры. Но Христос почти наверняка не был биологическим сыном Иосифа.

В действительности, не стоит относиться ко всему вышеописанному слишком всерьез. Все эти родословные линии, колена и пересечения… все это было так давно, что теперь уже не разобраться, что из этого правда, а что следствие вымысла и ошибки. Я описал линию, по которой Иисус теоретически мог быть чернокожим в том случае, если никто из авторов «Ветхого» и «Нового» заветов не соврал, не ошибся и не схалтурил.

Но ведь могло все быть и иначе. Могли и в линию Иосифа, и в линию Марии (какой бы ни была эта линия на самом деле) затесаться негроиды. Вполне могли, потому что чудеса случаются. Только вот доказать это практически невозможно.

Наконец, возможно, что Иисус был чернокожим потому что так захотел Его настоящий Отец, но, вообще-то, это не подтверждается описаниями апостолов и, как я уже говорил – это вопрос веры. А мы здесь все-таки стараемся говорить об истории.

В последние недели много шума наделала новость о том, что в Сент-Олбанском соборе в Британии появилось изображение Тайной вечери с черным Христом. Совершенно понятно, зачем это делается именно сейчас, однако у меня раздражение вызывает не черный Иисус (впервые ли Ему быть черным?), а стеклянная посуда на ужине бродяг в Иудее I-го века н. э. – совсем книжки не читают маляры бестолковые.
В последние недели много шума наделала новость о том, что в Сент-Олбанском соборе в Британии появилось изображение Тайной вечери с черным Христом. Совершенно понятно, зачем это делается именно сейчас, однако у меня раздражение вызывает не черный Иисус (впервые ли Ему быть черным?), а стеклянная посуда на ужине бродяг в Иудее I-го века н. э. – совсем книжки не читают маляры бестолковые.

***

Для желающих поддержать меня монетой номер карты Сбербанка: 4276 6300 1771 2483.

Также я пишу художественные произведения и публикуюсь на Litres. Моя авторская страничка для интересующихся.

Поделиться Сохранить в закладках Ещё1 372 просмотра37 упоминанийАлександр Долгирев1 июн в 16:49Подписаться