Найти тему
MAD TOSBY

«Неистовый» с Расселом Кроу: природа гнева

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

По­вышен­ная раз­дра­житель­ность и гнев — яв­ле­ния в сов­ре­мен­ной жиз­ни не­ред­кие. Имен­но им и пос­вя­щён вы­шед­ший в про­кат пси­холо­гичес­кий трил­лер Дер­ри­ка Бор­те «Не­ис­то­вый», о ко­тором рас­ска­зыва­ет Ксе­ния Мас­ленни­кова

С са­мого на­чала день Рэй­чел (Ка­рен Пис­то­ри­ус) не за­дал­ся: прос­па­ла, а нуж­но вез­ти сы­на в шко­лу, ина­че то­го ос­та­вят пос­ле уро­ков за опоз­да­ние, проб­ле­мы с быв­шим му­жем, две проб­ки, кли­ен­тка от­ка­залась ждать и от­ме­нила за­каз… А тут ещё ка­кой-то му­жик (Рас­сел Кроу) встал на зе­лёном. Не­тер­пе­ливо сиг­на­ля «за­лип­ше­му» во­дите­лю и иг­но­рируя его за­меча­ния, Рэй­чел за­пус­ка­ет опас­ную це­поч­ку со­бытий, не по­доз­ре­вая, чем по­доб­ное по­веде­ние мо­жет обер­нуть­ся.

Фильм «Не­ис­то­вый» (2020) зат­ра­гива­ет до­нель­зя ак­ту­аль­ную в на­ше вре­мя проб­ле­му — хруп­кую при­роду со­ци­аль­но­го ба­лан­са, усу­губ­ля­ющу­юся аг­ресси­ей и раз­дра­житель­ностью чле­нов об­щес­тва. «Сю­жет рас­ска­зыва­ет не столь­ко о до­рож­ном ин­ци­ден­те, сколь­ко ис­сле­ду­ет нас­то­ражи­ва­ющие тен­денции в со­ци­уме, свя­зан­ные с тем, ка­кой не­гатив мно­гие из нас вы­нуж­де­ны ежед­невно пря­тать от ок­ру­жа­ющих. У каж­до­го из нас слу­ча­ют­ся пло­хие дни, а на­ша ис­то­рия рас­ска­зыва­ет об од­ном из та­ких дней, ког­да нап­ря­жение выш­ло из-под кон­тро­ля», — го­ворит ре­жис­сёр Дер­рик Бор­те. К со­жале­нию, час­то че­ловек, ви­дя толь­ко свои проб­ле­мы, счи­та­ет, что весь мир нас­тро­ен ис­клю­читель­но про­тив не­го, не при­нимая во вни­мание или прос­то не за­мечая, что у ок­ру­жа­ющих его лю­дей то­же есть свои проб­ле­мы, боль­шие и ма­лень­кие. Имен­но от это­го нез­на­ния и про­ис­хо­дит кон­фликт меж­ду не­дав­но раз­ве­дён­ной ма­терью-оди­ноч­кой Рэй­чел и бе­зымян­ным муж­чи­ной, до­ведён­ным в этот мо­мент жиз­ни до точ­ки ки­пения. Она про­яви­ла не­ос­то­рож­ность, ис­поль­зо­вав не­нуж­ный и нас­тырный сиг­нал гуд­ка, он же, не сдер­жавшись, ре­шил пре­подать ей урок, вы­мес­тив свою зло­бу на ней и её близ­ких.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Го­воря о те­ме и проб­ле­ме филь­ма, нель­зя не от­ме­тить: хоть со­бытия в филь­ме и пре­уве­личе­ны, всё рав­но при этом по-нас­то­яще­му пу­га­ет ре­ализм от­дель­ной взя­той в фо­кус си­ту­ации. По­доб­ный ин­ци­дент (на­де­юсь, что без та­ких кар­ди­наль­ных про­яв­ле­ний) мо­жет про­изой­ти с каж­дым че­лове­ком, су­щес­тву­ющим в плос­кости ре­аль­нос­ти на­шей жиз­ни. «”Не­ис­то­вый” опи­сыва­ет си­ту­ацию, зна­комую мно­гим», — под­твержда­ет ска­зан­ное вы­ше сце­нарист филь­ма Карл Эл­лсу­орт. Дей­стви­тель­но, нет ни­чего страш­нее ре­аль­нос­ти, пре­вос­ходно про­думав­шей всё до нас.

Сю­жет­ное пос­тро­ение филь­ма ди­намич­но и дер­жит в пос­то­ян­ном нап­ря­жении, при­водя зри­теля к дра­матич­ной раз­вязке со спо­кой­ной мен­тор­ской и со­дер­жа­щей мо­раль ко­дой. Как раз­ре­шит­ся оче­ред­ная «ду­эль» Рэй­чел и Муж­чи­ны, ка­кой ход пред­при­мет каж­дый из них? Со­бытия на­бира­ют обо­рот по на­рас­та­ющей от от­но­ситель­но нес­по­кой­но­го ут­ра Рэй­чел к оше­ломи­тель­но дра­матич­ной и звер­ской раз­вязке, слов­но за­кипа­ющая на ог­не во­да. Собс­твен­но, схе­ма раз­ви­тия со­бытий в сжа­том ви­де по­да­ёт­ся зри­телю уже в на­чаль­ных тит­рах: на фо­не зву­чит бод­рый за­кад­ро­вый го­лос ве­дуще­го ут­ренне­го шоу, при­ветс­тву­юще­го ран­них пта­шек, за­тем его сме­ня­ют раз­го­воры о том, что с ут­ра тя­жело су­щес­тво­вать без до­пин­га в ви­де ко­фе. Пос­те­пен­но не­вин­ные реп­ли­ки сме­ня­ют­ся свод­ка­ми о вып­лесках аг­рессии че­лове­ком на че­лове­ка, будь то проб­ка от ок­ра­ины до цен­тра, ава­рия или из­би­ение. Эти кад­ры с вкрап­лённы­ми в них име­нами соз­да­телей и ак­тёр­ско­го сос­та­ва филь­ма про­низы­ва­ют­ся од­ной или нес­коль­ки­ми по­лоса­ми, слов­но трес­нувшее стек­ло, отож­дест­вля­емое с пос­те­пен­но трес­ка­ющим­ися тер­пе­ни­ем и са­мо­об­ла­дани­ем лю­дей — глав­ных ге­ро­ев, да и нас с ва­ми.

Бы­ло бы прес­тупле­ни­ем внут­ри прес­тупле­ния не уде­лить в тек­сте дол­жно­го вни­мания ис­полни­телям глав­ных ро­лей и их ге­ро­ям. Бе­зымян­ный пер­со­наж в ис­полне­нии ос­ка­ронос­но­го Рас­се­ла Кроу — опас­ный тип, склон­ный к аг­рессии, о чём зри­телю го­ворит уже эпи­зод пе­ред тит­ра­ми. Этот муж­чи­на на­ходит­ся в край­ней ста­дии от­ча­яния: уволь­не­ние с ра­боты не­задол­го до пен­сии, же­на, ко­торая уш­ла к дру­гому… Ви­димо, пос­леднее и ста­новит­ся кап­лей, пе­репол­нившей ча­шу тер­пе­ния, ибо в эпи­зоде осо­бый ак­цент сде­лан имен­но на об­ру­чаль­ном коль­це, ко­торое ге­рой в ито­ге сни­ма­ет с паль­ца и вы­киды­ва­ет, пе­рехо­дя Ру­бикон и гра­ницы сво­его тер­пе­ния. При этом сле­ду­ет от­ме­тить и не­кие мис­ти­чес­кие от­тенки, при­сутс­тву­ющие в пер­со­наже Кроу: он обез­ли­чен, у не­го нет име­ни, он — как все­лен­ское зло — прес­ле­ду­ет Рэй­чел по­доб­но нес­часть­ям, ко­торые од­но за дру­гим ва­лят­ся на не­го, а за­тем и на его жер­тву. Да­же сам ис­полни­тель этой ро­ли приз­на­ёт­ся, рас­ска­зывая о впе­чат­ле­ни­ях пос­ле проч­те­ния сце­нария: «Я и так до смер­ти пе­репу­гал­ся, этот пер­со­наж по-нас­то­яще­му стра­шен». Рас­сел Кроу по пра­ву име­ет зва­ние од­но­го из луч­ших ак­тё­ров на­шего вре­мени; мас­терс­твом сво­ей иг­ры он пе­реда­ёт гра­дации всех сос­то­яний и нас­тро­ений сво­его пер­со­нажа — от доб­ро­жела­тель­нос­ти и веж­ли­вос­ти (мо­жет быть, да­ющи­хся ге­рою с тру­дом) до пос­те­пен­но­го или рез­ко­го пе­рехо­да к аг­рессии, вы­лива­ющей­ся в пол­ный срыв баш­ни, ког­да по­веде­ние ге­роя упо­доб­ля­ет­ся по­веде­нию зве­ря, вы­нюхи­ва­юще­го жер­тву по кро­вяно­му сле­ду. «Он очень хо­рош и сыг­рал сво­его ге­роя с гру­бой жес­то­костью, ко­торая и бы­ла нуж­на. Мы ви­дели Рас­се­ла во мно­гих ам­плуа, но роль мань­яка-убий­цы по-нас­то­яще­му рас­кры­ла его по­тен­ци­ал. Его пер­со­наж звер­ски жес­ток. Рас­сел су­мел соз­дать тща­тель­но про­рабо­тан­ный и глу­бокий об­раз», — ком­менти­ру­ет ра­боту ак­тё­ра над ролью Ли­за Эл­лзи, про­дюсер филь­ма.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Под стать по­доб­ра­на и ис­полни­тель­ни­ца роли ма­тери-оди­ноч­ки Рэй­чел, Ка­рен Пис­то­ри­ус. Слов­но по гра­ди­ен­тной шка­ле от свет­ло­го от­тенка к тём­но­му ме­ня­ет­ся спектр эмо­ций ге­ро­ини — вот она вол­ну­ет­ся, что опоз­да­ет, вот уже на­пуга­на до по­лус­мерти сво­им прес­ле­дова­телем, вот при­ходит в сос­то­яние разъ­ярён­ной мед­ве­дицы, за­щища­ющей сво­их мед­ве­жат, ког­да уг­ро­за на­виса­ет и над её сы­ном. «Ка­рен нас по­кори­ла. В ней бы­ло что-то, объ­еди­ня­ющее хруп­кость и си­лу, а этот ба­ланс был край­не ва­жен для ро­ли», — от­ме­ча­ет Ли­за Эл­лзи.

Под­во­дя ито­ги, сто­ит ска­зать, что под со­усом пси­холо­гичес­ко­го трил­ле­ра Дер­рик Бор­те пре­под­но­сит нам по­учи­тель­ную ис­то­рию о сов­ре­мен­ной жиз­ни. Зри­теля слов­но ста­вят пе­ред зер­ка­лом с ги­пер­бо­лич­ным от­ра­жени­ем, в ко­тором он уз­на­ёт се­бя и ок­ру­жа­ющих. «Ко­неч­но, сю­жет филь­ма “Не­ис­то­вый” вы­думан, но при этом весь­ма по­учи­телен и мо­жет выз­вать де­баты о том, нас­коль­ко нес­держан­ны­ми мы бы­ва­ем в до­роге, да и во­об­ще по жиз­ни. Я ду­маю, ус­пех на­шей ра­боты бу­дет оп­ре­делять­ся имен­но дис­кусси­ями на те­мы, под­ни­ма­емые в кар­ти­не. На­вер­ное, это са­мый луч­ший эф­фект, ко­торо­го мо­жет до­бить­ся ки­нофильм», — зак­лю­ча­ет Дер­рик Бор­те. Гнев, как мы зна­ем, — один из смер­тных гре­хов, и да­бы не впа­дать в не­го по­нап­расну, пос­мотри­те этот фильм. А в бу­дущем всем нам бы­ло бы неп­ло­хо пять раз по­думать, преж­де чем ре­шить­ся вы­мес­тить злость от нес­пра­вед­ли­вос­ти жиз­ни на ока­зав­шемся ря­дом че­лове­ке, ведь проб­ле­мы и прав­да у каж­до­го свои.

«Не­ис­то­вый» (2020): в прокате с 6 августа, в онлайн-прокате с 20 октября.

При­меча­ние ре­дак­ции: ес­ли вас за­ин­те­ресо­вал сю­жет филь­ма «Не­ис­то­вый» (2020), пред­ла­га­ем оз­на­комить­ся с ре­цен­зи­ей на фильм «Прес­ле­дова­ние» (2019).