Когда у Вас каждый день проходят индивидуальные занятия с детьми, может показаться, что Вы преподаете в своей собственной школе, но это иллюзия. Частный учитель, репетитор во многом зависит от школы. Реальная ситуация такова, что если бы не умножившиеся в последнее время проблемы школьной системы, спрос на услуги репетиторов был бы низкий. В подавляющем большинстве случаев репетитора нанимают для решения школьных проблем, для подготовки к экзаменам и так далее. Уверен, что многие даже сейчас, прочитав эти строки, удивятся: "Разве может быть иначе?"
Время от времени родители моих учеников просят больше уделить внимание тому, что ребёнок проходит в школе именно сейчас, хотя мы занимаемся ликвидацией более глубоких пробелов, которые мешают понять то, что изучается в школе. То есть задачу репетитора родители видят в скорейшем решении текущих школьных проблем.
Так, как же иначе? А иначе редкость великая – когда родители заинтересованы именно в обучении ребёнка, в понимании ребёнком предмета, овладение той свободой, теми инструментами, которые даёт знание этого предмета.
Но и это ещё полбеды. Если бы дело было именно в понимании того, что сейчас проходят в школе. На самом деле, помощь требуется, скорее, с исправлением оценок ребёнка по предмету. А то, что это разные вещи, думаю, понимают все участники учебного процесса.
А если бы оценок в школе не ставили? Разве такое бывает? Бывает. Вот уже два уважаемых мною Учителя высказывают мысль, что оценки ограничивают познавательную активность ребёнка. Оценочное суждение обедняет мир, обедняет наше общение, сводит его к черно-белой картине – это хорошо, а это плохо. “Класс!” “Мрак!” “Круть!” “Жесть!” Кого-то напоминает, правда? Известную героиню романа Ильфа и Петрова, например…. Или кого-то из знакомых? А чем лучше “5”, “4”, “3”, “2”?
Есть замечательное интервью с директором школы “Апельсин” Димой Зицером на эту тему, называется “Почему оценки загоняют ребенка в клетку?” Его легко найти в Сети, если интересно. Дима подчеркивает, что преодолеть навязываемое школой оценочное мышление можно только в семье, при доверительных отношениях между родителями и детьми, когда все оценочные рамки тают, уступая место взаимопониманию, нормальным человеческим эмоциям по поводу новых знаний, нового опыта.
Ещё один уважаемый мною противник оценок, педагог с 30-летним стажем, принципиально не ставил оценки своим ученикам в школе. Сначала это вызывало недоумение, ведь в школе дети привыкли получать прежде всего оценки, а не знания. Затем, пробуждался естественный похороненный оценками интерес к предмету, естественное любопытство, появлялась мотивация! Про опыт Владимира Юрьевича Тер-Григоряна можно почитать в его статье “Сколько можно списывать?”
Возвращаясь к индивидуальным занятиям, конечно, частный учитель не ставит оценок, но их негативное влияние ощущается в подмене естественного любопытства ребёнка, в желании поскорее сделать то или иное школьное задание, порой, не вникая в него – расставить в правильных местах нужные буквы и цифры, списать правильные слова в тетрадку. Репетитор рядом, разве не за это ему родители платят? И тут уже важна реакция самого репетитора. Я – за осмысленность, как минимум, иначе – это “мартышкин труд”. Вот и делаем отступления от текущих школьных задач, ищем пробелы в понимании, латаем…