6 августа Япония отмечает годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, в результате которой взрывом было убито 70,000 человек, а еще 60,000 умерли от ожогов, ранений и лучевой болезни.
Сегодня эту трагедию сравнивают со взрывом в Бейруте – к сожалению, оба грустных события произошли практически одновременно с разницей в 75 лет.
Говорят, что в Хиросиме сложно не плакать. Правда, большинство людей смахивают слезы, находясь в Музее атомной бомбардировки, где демонстрируются вещи погибших, наглядно показан город в стиле «До и после».
Я же плакала, сидя на скамейке в парке, когда вышла из музея и увидела Хиросиму сегодня. Тогда помню, что набрала номер подруги и в трубку прорыдала: «Скажи, почему мой родной город, который не бомбили, выглядит в десять раз ужаснее, чем Хиросима после атомного взрыва?».
Риторический вопрос, но Хиросима, действительно, прекрасна. Я бываю там почти каждый год и постоянно радуюсь широким улицам, новым домам и атмосфере полного спокойствия.
Здесь чуть больше 1 миллиона жителей, и много пожилых людей. Хотя в городе также находится государственный университет Хиросимы, и поэтому молодежь сюда съезжается из соседних префектур.
Пока все еще стоит недалеко от Парка Мира Купол Гэмбаку – Выставочный центр Торгово-промышленной палаты, который находился в 160 м от эпицентра и выстоял после взрыва.
Проектировался он, кстати, чешским архитектором Яном Летцелем в 1915 г. Возможно, европейский подход к строительству и спас здание.
Ночью Купол Гэмбаку подсвечивается, и если у вас слабые нервы, либо вы просто чувствительны к военной тематике, не советую гулять в Парке Мира в темное время суток.
Каждый год объект проходит серию восстановительных работ, но специалисты говорят, что он постепенно разрушается, и поддерживать его в нормальном состоянии все сложнее.
Разумеется, сами жители Хиросимы не вспоминают о трагедии каждый день. Хотя в любое время года можно увидеть, как к памятному мемориалу в Парке Мира подходят и кланяются старенькие бабушки.
В других районах города жизнь идет своим чередом. Местных школьников иногда просят принести в Парк Мира оригами из журавликов, скрепляя их в такие пышные гирлянды.
Их оставляют у памятника Садако Сасаки. Эта девочка пережила бомбардировку, но не избежала лейкемии, которую считают последствием облучения. В 1954 г. Садако Сасаки поместили в больницу и сообщили, что ей осталось жить не больше 1 года.
От своего отца она узнала, что есть легенда, согласно которой человек, сложивший 1000 журавликов, может загадать желание, и оно исполнится. Тогда Садако Сасаки загадала, что хочет выздороветь, и стала складывать журавликов. Но девочки не стало в октябре 1955 г., и к тому моменту она успела сделать 644 журавлика. К моменту похорон силами друзей и родных были сделаны остальные 356 журавликов, которых положили в гроб.
Интересно, что брат Садако в своей книге, наоборот, пишет, что его сестра к моменту смерти сделала более 1300 журавликов. Но кто уже это проверит…
Но пусть Хиросима не ассоциируется у вас только с разрушениями и трауром! После музея и парка Мира очень советую поехать на остров Миядзима. К оленям, кленовым пирожкам, свежайшим морепродуктам.
Мы должны помнить об умерших, но не забывать о том, что и для нас каждый день может быть последним.
О Миядзиме расскажу отдельно – следите за обновлениями!