Для всех, кто интересуется темой образования — в России и в мире — увы, не секрет, что российские вузы находятся далеко не в топе. Для исправления ситуации даже была создана Программа «Превосходства 2021-2028гг.» — но мы обнаружили критические несоответствия, из-за которых программу можно как минимум переписывать с нуля, как максимум — отменять, так как пользы она не принесет. Давайте мы озвучим свою точку зрения — а вы выразите вашу в комментариях!
Программа «Превосходства 2021-2028гг.»: краткая суть
О, прописана программа великолепно — учли буквально все:
- Этапы финансирования
- Организация исполнения
- Управление и корректировки «по ходу дела»
- Стратегические ориентиры
- Целеполагание (для чего вообще все затевается?)
- Показатели эффективности.
Старались задействовать лучший мировой опыт, наработки зарубежных коллег, самые прогрессивные образовательные «фишки» — но встал важный вопрос, на который обратили внимание слишком поздно.
Минобранауки, конечно, активно следит за вузовскими успехами в России и стремится их стимулировать, для чего использует тщательный мониторинг всех деталей. В частности, к показателю успешности университета решили добавить «классические рейтинги университетов», то есть взять всемирно известные перечни лучших — QS, THE и шанхайский рейтинг ARWU — и посмотреть, где в них находятся наши высшие школы. Да, решение неидеальное — даже таких «мастодонтов» постоянно критикуют за необъективность — но все же лучше, чем ничего: других столь же важных и подробных рейтингов пока нет.
Места русских вузов в мировых рейтингах
И вот при рассмотрении-то наших университетов в мировых рейтингах ситуация сложилась совсем плачевная:
- МГУ, математика = места 301-400 в зависимости от года (рейтинг ARWU)
- Московский Физтех, физика = места 151-200 (тот же ARWU)
- Известный и уважаемый Московский авиационный институт (МАИ) смог попасть только в THE, да и то после первой тысячи (!) позиций. QS и ARWU вообще его обошли. Ладно, обиду проглотили — давайте посмотрим не рейтинг всего вуза, а предметный, по конкретным направлениям. Да, МАИ есть в перечне THE, посвященном направлениям аэрокосмической инженерии — где-то на 910 месте.
Кто-то скажет: ну а что вы хотели, вуз так себе, проигрывает зарубежным конкурентам — оборудование старое, инвестиций никаких etc. Однако именно выпускники МАИ собирают Су-57, который объективно ничем не хуже F-35, который создается выпускниками американских CalTech и Stanford. Стэнфордский университет, кстати, по аэрокосмической инженерии первый в списке — то есть наш самолет Су-57 хуже F-35 в 800 раз? И настолько он плох, что предметные рейтинги QS и ARWU решили его вообще не замечать?
Опять же: иностранные компании охотно берут на работу и выпускников МАИ, и выпускников Физтеха, причем не на самые низкие должности. А часто вербуют и студентов 1-3 курса — значит, качество-то подготовки отличное!
В чем же проблема?
Все рейтинги так и иначе учитывают один очень важный критерий — QS его сформировал максимально четко и кратко:
Способствовать достижению международной мобильности в образовании и карьерному росту.
Вузы, возглавляющие рейтинг, выпускают специалистов для международного рынка. Игнорировать глобализм никак нельзя! Чтобы российским вузам подняться в рейтингах, нужно стать гораздо более открытыми, активнее работать с иностранными коллегами, стимулировать студенческий обмен и исследования в сотрудничестве — да с тем же Стэнфордом, MIT и CalTech!
А вот в «Программе превосходства» такая цель, как подготовка выпускников к международной, транснациональной работе отсутствует в принципе. Совсем. Вообще. Ну и о каком превосходстве можно говорить, если даже не прописана основная цель, без которой не достичь успеха?
Часто другие страны, чтобы избежать такой проблемы, на иностранные рейтинги-то смотрят, но активно продвигают и свои перечни лучших. В Европе набирает обороты и репутацию Multirank, в США уже успешно работает свой U.S. New (и на него ориентируются гораздо больше, чем, скажем, на Шанхайский ARWU). Да, у нас тоже есть попытки: например, Московский международный рейтинг «Три миссии университета» — но и его необходимо продвигать более активно, наращивать его «присутствие» в системе образования, зарабатывать ему репутацию, а то так и сгинет безвестным.
Невозможно взять систему другой страны — и как грубую выкройку наложить ее на себя. Отчасти это произошло с Болонской системой: высшее образование в России ее приняло, и теперь работодатели не считают обладателей бакалаврской степени полноценными квалифицированными сотрудниками — а это ведь совсем не так! «Доверяй, но проверяй», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — те русские поговорки, которые должны стать ориентиром для реформ, в том числе и в образовательной сфере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Образовательные кредиты будут выдавать на любую сумму на 15 лет
✅ Здравая идея от Рособнадзора? ЕГЭ предлагают отделить от школ