Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Оконечник из 80-х: Yamaha B-2X

Yamaha B-2X - очень хороший оконечник 80-х годов, который схематически и конструктивно практически не отличается от более известного и широко распространенного полного усилителя Yamaha A-2000. За исключением того, естественно, что в нем нет встроенного предварительного усилителя, с коммутацией и всяческими регуляторами, корректора для винила, а есть только оконечный усилитель и входные аттенюаторы, благодаря которым, его можно подключить напрямую к источнику звука.. Приятно и то, что этот аппарат для сети 220 В. Все 2000-е Ямахи 100-вольтовые.

Предварительный усилитель к этому оконечнику - Yamaha C-2, про него есть статья на канале.

Yamaha B-2X тоже содержит в себе 4 оконечных усилителя, два из которых работают в классе АВ с небольшим током покоя и имеют высоковольтное питание (+\- 66 В), а два других работают в классе А, но их питание низковольтное: всего +\- 4.5 В, а на вход поступает инвертированный по фазе сигнал. То есть, два оконечника, в принципе, включены мостом, но несимметричным по амплитуде сигнала. Однако при таком включении усилителей аудиосигнал не протекает по шинам питания и силовой земле - возможно этого и хотели разработчики Yamaha.

Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны верхней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны верхней крышки

Конструктивно, Yamaha B-2X является абсолютно симметричным и, в отличие от Yamaha A-2000, полностью построен по технологии "двойное моно" - в 2000-й силовая часть питается от одного трансформатора, но от разных вторичных обмоток, а у Yamaha B-2X свой силовой транс на каждый канал.

Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны нижней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны нижней крышки

Еще, в оконечнике (в сравнении с 2000-й) втрое увеличена емкость электролитов в усилителе с низковольтным питанием (вместо 2 х 33000 мкФ\6.3 В в каждом канале установлены по две емкости 100000 мкФ\6.3 В. В усилителе с высоковольтным питанием изменений нет - по два электролита 22000 мкФ\80 В в каждом канале.

Плата УМ левого канала
Плата УМ левого канала
Плата УМ правого канала
Плата УМ правого канала

На этих фото видно, что в оконечниках, которые с высоковольтным питанием, применены мощные транзисторы в крупных корпусах (МТ-200 ) с увеличенной допустимой рассеиваемой мощностью.

Технические параметры по данным производителя:

-6

В попавшем ко мне усилителе пришлось менять терминалы для АС. Хлипкие пластиковые разъемы - это беда большинства моделей Yamaha тех лет, а по прошествии времени пластик становится более хрупким и ситуация усугубляется.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Эта модель Ямахи побывала у меня дважды, в разное время - одна лет 5 назад, другая в прошлом году. В первой (ее фото в статье) ничего не менял, кроме выходных терминалов, а во второй поменял все электролиты, кроме банок 22000 мкФ\80 В. Слушал обе, естественно, но ожидания мои оправдались не полностью - звучит оконечник динамично и масштабно, он явно брутальнее встроенного в Yamaha A-2000 мощника, но ни со старыми емкостями, ни с новыми оригинальными Nichicon в Yamaha B-2X нет той утонченности и певучести, которая есть в 2000-й.

Трудно сказать в чем причина - отличия по комплектации небольшие, по конструкции - тоже минимальные, но по другому сделана разводка проводов по корпусу. Первое, что бросается в глаза - провод от входов RCA "обнимает" силовую емкость на своем пути.

По идее, его можно переделать по своему, если есть желание и время - может и запоет гораздо лучше.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Scott 480A

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Akai AM-69

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)