Найти тему

НОРБИТ о факторах устойчивости ИТ-бизнеса в кризисные периоды

Искреннее желание отвечать на рыночные вызовы, следование базовым принципам стратегического управления, работа над повышением операционной эффективности, концентрация на приоритетных продуктах и услугах – что еще гарантирует устойчивость ИТ-компании в кризисный период? Об этом ICT-Online.ru рассказывает генеральный директор компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Антон Чехонин.

Антон Чехонин Генеральный директор НОРБИТ
Антон Чехонин Генеральный директор НОРБИТ
Часто приходится слышать, что кризис - это время возможностей. Так ли это?

Антон Чехонин: Каждый кризис сопровождается падением спроса практически во всех отраслях экономики. Полагаю, что не все компании в отрасли пройдут кризис, и последует некоторый этап консолидации рынка. Например, пару месяцев назад компания «ЛАНИТ Омни» стала частью нашей команды. Помимо падения спроса, на игроков ИТ-рынка повлиял разрыв глобальных цепей поставок. Дистрибуторы и производители оборудования ощутили мощный удар по бизнесу, когда начались перебои с поставками из-за рубежа. Зато настало «золотое» время для компаний, предлагающих различные ИТ-сервисы: онлайн-ТВ, игры, сервисы для удаленной работы, дистанционного обучения, ВКС.

Что касается сферы ИТ-услуг, многие наши контракты достаточно длительные (заключаются на 1-2 года). Поэтому то, как повлияет кризис на наш бизнес, мы увидим только в конце года. Понятно, что ряд компании в целях экономии заморозят бюджеты на ИТ-проекты до лучших времен.

Кому приходится легче - малым игрокам или крупным, столичным или региональным, работающим с госами или коммерсами?

Антон Чехонин: Проблемы могут испытывать не только небольшие компании, обладающие одной экспертизой, но и весьма крупные интеграторы, работающие в различных направлениях. Поэтому преодоление кризисной ситуации главным образом зависит не от размера компании, а от работы над повышением операционной эффективности и быстрой реакции на рыночные изменения. В целом, успешно кризисное время пройдут ИТ-компании, которые обладают сбалансированным портфелем клиентов из государственного и коммерческого секторов.

Что касается клиентов, сегодня достаточно сложно обойтись без госзаказа. Главным образом, это связано с разницей в масштабах проектов. Коммерческие компании реализовывают чаще короткие проекты с максимальным сроком - около одного года. Госкомпании строят свои планы надолго, и их контракты (на 1-2 года) всегда масштабные, в том числе, с точки зрения финансирования. Поэтому в НОРБИТ мы всегда стараемся диверсифицировать контракты и не зависеть от одного заказчика.

Что удерживает на плаву именно вашу компанию?

Антон Чехонин: Перечень гарантов устойчивости НОРБИТ состоит из четырёх пунктов. Первое – это сбалансированный портфель проектов: от маленьких и быстрых до очень крупных и длительных. Это обеспечивает нам и долгосрочную загрузку персонала, и наличие постоянного денежного потока. Второе - диверсификация контрактов. Так, компания не зависит от одного заказчика. Еще один важный момент - концентрация на приоритетных продуктах, отраслях, услугах, которые точно будут востребованы рынком. Наконец, устойчивости служит контроль расходов и загрузки персонала на проектах.

НОРБИТ