Пандемия диктует новые правила бизнесу. Автор публикации Анна Юнышева.
Рекомендуем посмотреть запись конференции "Тренды и векторы развития промышленной и складской недвижимости...", которую организовал "Коммерсантъ" 30 июля 2020 года (продолжительность 1,5 часа): ссылки в конце статьи.
Вот уже полгода мир борется с Covid-19, а бизнес всеми силами старается удержаться на плаву. И, сфера недвижимости очень показательна в этом вопросе. Как в поговорке говорится: «Кому война, а кому мать родна».
В то время, когда одни закрываются, другие растут в геометрической прогрессии, подписывают фантастические контракты и строят наполеоновские планы.
Кто же они, драйверы экономики в эпоху пандемии?
1. E-commerce. Безусловный лидер этого года. Все, кто могли уйти в онлайн – сделали это или просто прекратили работать. Даже самые традиционные секторы экономики вынуждены были освоить электронные сервисы. По данным компании OZON, объем торговли на их площадке в период пандемии вырос в 5 раз.
При этом, компания ожидает минимум 3–х кратное увеличение объемов в целом по году и закрывает крупнейшую сделку в истории складского рынка по аренде 155 000 м2 в комплексе «Ориентир Запад», расположенном на северо-западе Подмосковья. Предположительно стоимость аренды Ozon площадей в «Ориентир Запад» составит 650-700 млн рублей в год без учета эксплуатационных расходов и НДС.
И это не предел. По данным аналитиков, объем онлайн торговли в России составляет 6,7%, в том время как в Китае и странах Европы – более 30%. Именно компании этой сферы станут в ближайшее время якорными арендаторами крупнейших складских комплексов.
2. Развитие складов. На сегодняшний день ярко выражен дефицит складских площадей, особенно в регионах, который не будет преодолен даже в ближайшие 3-5 лет. Инвесторы уверены в полной загрузке и готовы строить спекулятивные варианты на перспективу, даже не зная своего будущего арендатора.
Трендом современной экономики становятся городские склады, склады последней мили, пункты выдачи товаров. Возможно, часть этих функций возьмут на себя современные ТЦ, т.к. они вынуждены будут поменять концепции, чтобы хоть как-то конкурировать с онлайн торговлей. Сегодня традиционные магазины нужны только в качестве витрины для примерки, чтобы в дальнейшем получить промо-код на скидку и забрать покупку на складе или в пункте выдачи товара.
3. Развитие индустриальных-логистических парков. Если в складской недвижимости есть какие-то движения и склады хоть в недостаточном количествеве, но строятся, то ситуация с производственными площадками просто аховая, их нет. Мы видим большой спрос и ежедневные заявки на промышленные площадки от 1000 м2 (так называемые light industrial) для среднего бизнеса, а удовлетворить его пока нечем. Есть старый производственный фонд растерзанных промышленных гигантов, который хоть имеет хорошую инфраструктуру, но был рассчитан на масштабное единое производство и уже настолько устарел, что расходы на его содержание зачастую не способна покрыть никакая аренда. Производство невозможно организовать в чистом поле, нужны сети, большие мощности, подъездные пути, ж/д тупики, техническое оснащение в виде кранового хозяйства и тому подобное Таких оснащенных небольших современных площадок нет и в этом огромный потенциал.
Если государство говорит о развитии регионов, о поддержании экономики, то необходимо поддерживать в первую очередь производство, не только писать план по выносу предприятий за черту города, но и создавать условия: обеспечивать инфраструктурой и сетями земельные участки, создавать современные индустриальные парки для мелких производств вблизи крупных городов.
Именно средний бизнес способен создавать рабочие места, диверсифицировать экономику и делать ее более устойчивой в любой кризис.
О чем говорили, что обсуждали:
- Складская недвижимость — драйвер промышленного роста в условиях пандемии.
- Онлайн-торговля как локомотив рынка. Реализация бизнес-моделей корпораций онлайн-торговли в регионе и антикризисные альтернативы малого и среднего бизнеса.
- Карантинные угрозы. Какие факторы, связанные с пандемией, негативно влияют на отрасль. Как отразилось закрытие ТЦ и нестабильность традиционного ритейла на складском сегменте.
- Векторы развития складского сегмента и тренды рынка индустриальной недвижимости.
- Эволюция стратегий: роль и активность крупных федеральных и международных игроков в развитии регионального рынка складской и индустриальной недвижимости.
- Тенденции спроса и предложения на склады и производственные помещения в период пандемии и после снятия карантина.
- Built-to-suit: особенности и преимущества формата.
- Инвестиции в промышленную и складскую недвижимость: в каких проектах трудно потерять деньги.
- Факторы, определяющие выбор земельного участка под размещение производственных и складских мощностей.
- Меры поддержки при реализации проекта. Успешные кейсы во взаимодействии бизнес — власть
- Проектирование и девелопмент промышленной и складской недвижимости.
- Новые стандарты инжиниринга и строительства складов и промышленных объектов.
- Потенциал, прогнозы и сценарии развития отрасли (БЛИЦ).
- За счет чего будет развиваться отрасль, и какие ниши могут послужить драйверами.
- Какие проекты ждет регион, и что для этого нужно.
- Какие проекты могут претендовать на статус якорных в ближайшем будущем.