Про скафандр (СК) «Орлан» сказано много. Копипастить сухие цифры технических характеристик, по сто раз описывать конструкцию и историю во-первых, не интересно и во-вторых, без меня полно охотчивых на эту тему.
В этом очерке я поступлю иначе, а именно: просто расскажу о том, как в нем работать, удобно ли, что можно и чего нельзя делать. Коснусь органов управления и расскажу как ими управлять. Одним словом затрону бытовые вопросы, о которых далекие от темы люди могут даже не догадываться.
«Скафндр» - переводится с греческого как человек-лодка и это определение в самый раз подходит для СК «Орлан», предназначенного для внекарабельной деятельности (далее ВКД), т.к. он действительно является миниатюрным космическим кораблем (лодкой) антропоморфного типа (вот это загнул).
Скафандр «Орлан» не одевают, в него «входят».
Когда человек впервые подходит к СК«Орлан» и заглядывает в открытую дверцу, то сразу же понимает, что «надеть» этот СК не представляется возможным. В него можно только «влезть», именно такая формулировка используется в «быту», а официально это процесс называется «вхождение в скафандр». Хочу вас заверить в том, что никакого «понтового жаргона», как это принято у тех же начинающих парашютистов, которые аж бледнеют после оговорки «последний» и тут же заикаясь поправляются «крайний», тут нет. Сам Скафандр заставляет себя «уважать» и правильно подбирать слова, а вот спасательный СК «Сокол» можно «надевать» и «снимать» днями на пролет – он рангом не вышел.
«Влезть» в СК тоже не всегда просто
Перед тем, как «влезть» (мы люди простые и будим говорить так) в СК, одевается легкий х/б комбинезон (те же кальсоны), шлемофон (ШЛ) и костюм водяного охлаждения (КВО), которому я посвятил отдельную статью.
СК «Орлан» имеет один размер, но в нем регулируются длинна рукавов и штанин, каждый оператор (космонавт) знает свою ростовку и перед эксплуатацией просто подтягивает штанины и рукава на нужный уровень, определяемый цифровыми отметками на затяжных ремнях.
Далее, нужно всунуть ноги внутрь штанин СК, обычно это делается сев на нижнюю часть люка, подстыковать к СК разъемы КВО, связь и медицинский пояс регистрации ЭКГ, ЧСС и частоты дыхания.
Когда все готово, нужно окончательно повернуться лицом в дверцу СК, просунуть (на самом деле наметить их направление) руки в рукава СК и …
… Обычно на этом этапе часть людей понимает что «таких не берут в космонавты» и работа в СК завершается на оптимистической фразе «я туда не полезу».
Человек, имеющий предрасположенность к клаустрофобии, может психологически не решиться окончательно соскользнуть внутрь СК или испугаться того, что не сможет выйти обратно – такое хоть и редко, но бывает.
Если человек, для себя (и окружающих) решил доказать что он «не слабак», то легким толчкообразным движением пятой точки соскальзывает внутрь скафандр. Опять же, на этом этапе хоть и крайне редко, у новичка может возникнуть паника т.к. человек оказывается в замкнутом пространстве, а точней в стальной кирасе, которая может психологически сдавливать пространство, что не всем приятно и к тому же не совсем понятно, как теперь вылезать (опыта то нет).
Но если вы не из робкого десятка, то достаточно быстро осмотритесь и привыкните к окружающей обстановке. Сразу же окажется, что в скафандре не так мало места, как казалось изначально: можно свободно вертеть головой в любую сторону, смотреть в дополнительный иллюминатор на темянной части шлема и совершать повороты туловищем вправо и влево т.к. кираса СК имеет свой неизменный внутренний объем и форму. Можно поднимать плечи и даже попробовать высунуть руку из рукава, вставать на носочки, или даже удобно усесться на паховый распах штанин т.к. СК из за своего веса всегда находится зафиксированным на стойках, а вот в космосе это и вовсе не актуально.
Вентиляция в СК «Орлан подается по нижнему краю защитного стекла, там же расположены дефлекторы подачи кислорода, так что в области лица всегда свежий воздух или кислород. Кроме того, под нижней частью защитного стекла устанавливается специальное устройство "вальсальва" в виде двух пенополиуретановых пирамидок, что бы уткнув в них нос, можно было продуться при перепаде давления. Ко всему этому, на внутренней стенке кирасы устанавливается устройство для питься с питьевой водой и трубочкой с закрывающимся загубником.
Надев перчатки и закрыв дверцу, производится проверка герметичности путем наддува СК на 0,4 кгс/см2. Если в течении минуты давление не упало ниже, чем на 0,02 кгс/см2 Можно начинать шлюзоваться.
Работа с органами управления.
Органов управления не так много, все они расположены на внешней стороне СК и управляются рукой.
Среди них: включение связи, вентиляции, автоматической системы терморегуляции, включения нашлемных фонарей и т.п, Большая часть тумблеров дублируется, т.е. два рядом расположенных тумблера основной и резервной связи, две вентиляции и т.п. Имеются включатели насоса и аварийной подачи кислорода.
Тумблера выполнены достаточно большими что бы их было легче переключать перчаткой, находящейся под давлением, так же, они защищены предохранительными заглушками. Сперва приподнимается заглушка, затем переключается тумблер.
В зависимости от модели скафандра, например «Орлан-Д» или «Орлан-МКС», расположение тумблеров может меняться, они могут
дополнительно «врезаться». Тут все так же, как на торпедо русского автомобиля. В зависимости от комплектации стоят кнопки, заглушки, а иногда и вовсе врезанные «куда влезло» дополнительные кнопки т.к. под них изначально не было предусмотрено штатного места.
Некоторые органы расположены удачно, до некоторых можно дотянуться только одной из рук, но это зависит от роста человека и его ловкости, степени избыточного давления в СК т.к. под давлением 0,4 атмосферы, досягаемость немного затрудняется - это бич абсолютно всех скафандров.
На поясе, с левой стороны расположен блок управления терморегуляцией. Он похож на кондиционер у машины, степень охлаждения регулируется ступенчато, если нужен подогрев, то тумблер вытягивается в другое положение (все как у автомобиля с переключением кондиционер/печка и уровнем нагрева/охлаждения), и задается режим обогрева.
Если включить систему автоматической терморегуляции, появившейся на «Орлан-МКС», то она уже как климат контроль, сама поддерживает желаемый режим, охлаждая, или напротив, подогревая циркулирующую по костюму водяного охлаждения воду.
По центру на поясе расположен инжектор для продувки СК кислородом, там же переключатель аварийного режима.
Не мало хлопот доставляет колодка подстыковки к бортовой системе КК. Она расположена на поясе с правой стороны. Отсоединить колодку дело не хитрое, а вот подстыковать обратно при возвращение на корабль, часто бывает проблематично и требует определенного навыка, который обязателен при работе в СК. Но на практике, выход всегда парный и оба оператора друг друга страхуют.
На СК имеется клапан регулировки давления и аналоговый манометр. Легким движением руки клапан прикрывается и в скафандре начинает расти давление. Кто-то создает давление быстро, если позволяют уши, кто-то (как я), никуда не спешит и достаточно плавно наддувает скафандр не забывая десять раз продуть уши.
Остальная информация отображается на ЖК экране бортового компьютера СК.
Этот компьютер так же аналогичен автомобильному, у него имеется меню в котором открывается нужный параметр. Компьютер показывает запасы оставшегося кислорода, давление в СК по цифровому манометру, автоматически ведет отсчет времени при проверке герметичности, десатурации, сушки сублиматора и т.п. путем включения таймера. Сам сообщает о неполадках, газовом составе внутри СК и информирует о другой разной "ерунде".
Подвижность внутри СК
Подвижность внутри СК осуществляется за счет кольцевых шарниров расположенных в области суставов, так что движения руками происходит по их оси, из за чего, со стороны скафандр по манере своих движений становится похожим на неуклюжего краба. Учитывая имеющуюся силу трения, работа в СК оказывается не из легких, но и назвать это адским трудом тоже нельзя. За 8 часов работы можно совершенно спокойно сбросить пару лишних килограмм, получить потертости и даже мозоли, если СК был не правильно подогнан под размер.
Выход из скафандра тоже требует определенной сноровки и ловкости. Обычно, затруднения возникают у операторов с крупным телосложением, но в целом, приспособившись один раз, в дальнейшем проблем не возникает.
Всякие аварии
На самом деле аварий с СК Орлан практически не встречается т.к. всегда перед работой с человеком, проводится техническая проверка. Редко, но бывает, когда кому то может поплохеть из-за клаустрофобии (в основном у новичков, первый раз влезших в СК). Бывает и так, что сложно вылезти из СК, но это в основном у лиц крупного телосложения в первый раз, когда нет еще навыка как именно нужно вылезать. Если говорить об ухудшении самочувствия в виду технических проблем, то за других сказать не могу, если кому и плохело, то никто никогда не говорит, да и не этично это. А вот за себя сказать могу, бывало что и сознание терял, но это тема для отдельного разговора.
В целом, скафандр «Орлан» достаточно хорош и надежен, его различные модификации уже служат верой и правдой почти 50 лет, но как ни крути. Находясь внутри даже не появляется мысли о том, что он может подвести, поэтому даже в вакууме чувствуешь себя совершенно уверенно.