Найти в Дзене
УДИВЛЯЙся

Откровенное и шокирующее искусство древних римлян

Оглавление

Искусство Древнего Рима полна насилия и откровенной сексуальности. Но то, что современному зрителю может показаться неприличным и жестоким, в глазах древних римлян выглядело, наверное, совсем иначе, считает искусствовед Алистер Сук.

Археологам XVIII века, которым пришлось работать на раскопках Помпеи и Геркуланума (римских городов, пострадавших в результате извержения вулкана Везувия) можно позавидовать. На одной только Вилли папирусов в пригороде Геркуланума между 1750 и 1761 годами они нашли 85 скульптур.

Но смущаться археологам тоже приходилось. Представьте себе чувства исследователей, одним весенним днем ​​1752 достали из-под земли одну из самых скандальных статуй Виллы прямо перед глазами короля Неаполитанского королевства.

Одна из самых скандальных статуй античности "Пан и коза" нашли в Геркулануме в 1752 году
Одна из самых скандальных статуй античности "Пан и коза" нашли в Геркулануме в 1752 году

Скульптура, вырезанная из цельного куска итальянского мрамора, изображала древнеримского бога плодородия и скотоводства Пана, который занимался любовью с козой. Правой рукой он крепко держал козу за бороду, заглядывая ей в глаза. Король, мягко говоря, не был в восторге.

В отличие от большинства других находок в Геркулануме и Помпеях XVIII века, скульптуру спрятали от глаз публики, и посмотреть на нее можно было только с личного разрешения монарха. Тем не менее, с момента ее открытия статуя вызвала столько ужаса, сколько и интереса. Она быстро стала объектом паломничества для молодых английских аристократов, путешествовали по Европе с целью образования, осуществляя известный Гран-тур.

Английский скульптор XVIII века Джозеф Ноллекенса из памяти создал терракотовую копию скульптуры, хотя коза, в его интерпретации выглядит скорее удивленным вниманием Пана, чем кроткой, как в оригинале.

По жестокий сюжет древнеримского искусства, Геркуланум 1-79 гг. Нашей эры
По жестокий сюжет древнеримского искусства, Геркуланум 1-79 гг. Нашей эры

Видимо, бессознательно, скульптур изобразил сцену как акт зоофилии и изнасилования, в то время как оригинал, очевидно, воспринимался древними римлянами менее шокирующим и насильственным. Различные культуры смотрят на вещи под разным углом. Искусство, которое нам кажется шокирующее эротическим и жестоким, в Древнем Риме было вполне приемлемым.

Сегодня статуя Пана с козой снова заставляет сердца биться учащенно. Обычно, ее выставляют в "Тайном кабинете" Национального археологического музея Неаполя рядом с другими эротическими экспонатами древнеримского искусства. Но в 2013 г. заняли в лондонском Британском музееФреска с Помпеи, где его демонстрировали на выставке "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме". Небольшой надпись у входа предупреждал посетителей, выставка "содержит экспонаты откровенно сексуального характера".

мрачные сады

Сегодня мы готовы отнести эту статую в низкопробной эротики, однако не стоит спешить с выводами. Вилла папирусов, между прочим, содержала большую библиотеку с сотнями трактатов, свидетельствует о том, что ее хозяин был человеком образованным и высококультурным.

Фреска с Помпеи
Фреска с Помпеи

Конечно, это не могло мешать ему быть извращенцем, которому нравилось провоцировать своих гостей скандальными изображениями. Но даже беглое знакомство с римской культурой свидетельствует, что это необязательно должно быть так. Сегодня некоторые украшают свой сад гномами. А вот римлянам нравились более сексуальные и кровавые образы.

Среди других экспонатов выставки - две изящные мраморные скульптуры оленей, которых раздирают на куски охотничьи собаки. Олени ревут от ужаса и боли, а собаки вгрызаются в их тела, раздирая когтями плоть.

И хотя в скульптурах оленей нет ничего неприличного, они, тем не менее, представляют собой чрезвычайно жестокое зрелище. Трудно не оценить динамическую и слаженную композицию и тонкую работу скульптура, впрочем, на взгляд современного человека, выбор подобной сцены для садового украшения выглядит по крайней мере странно.

Так же как и сюжет статуэтки рядом - пузатого и пьяного Геркулеса, который собирается справить нужду.

Мраморная статуэтка Геркулеса под влиянием бога вина Бахуса
Мраморная статуэтка Геркулеса под влиянием бога вина Бахуса

Но римлянам такие сюжеты нравились. Одна из моих любимых древнеримских скульптур - "Марсий, который висит на дереве". Бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву, ожидает жестокое наказание - из него собираются содрать кожу заживо - за то, что он осмелился бросить вызов самому Аполлону, пригласив бога на соревнования по игре на лире (в котором Марсий, безусловно, проигрывает) .

Несколько скульптур, изображающих эту сцену, сохранились до нашего времени. Некоторые из них - высеченные из розового мрамора с прожилками - заставляют содрогнуться от ужаса, потому что слишком реалистично передают окровавленную плоть, которая вот-вот появится из-под ножа палача.

Похожие чувства вызывает известная статуя "Лаокоон и его сыновья", найденная в Риме, которую в 1506 году Папа Юлий II поместил в ватиканского дворца Бельведер. Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей со змеями. Застывшие в муках лица мужчин поражали не одно поколение художников и писателей, от Микеланджело до Диккенса.

Лаокоон и его сыновья
Лаокоон и его сыновья

С одной стороны, мне кажется странным, что древние римляне, которые почитали порядок, государственную власть и авторитет, были настолько одержимы стихийной жестокостью. Впрочем, с другой стороны, гладиаторские бои и кровавые зрелища на арене с участием диких зверей и осужденных преступников были ничем иным, как ритуалом человеческих жертвоприношений. Древний Рим был интересной смесью цивилизации и варварства.

пикантное искусство

Как свидетельствует статуя Пана с козой, секс был такой же неотъемлемой частью древнеримской культуры, как и насилие. Где-то полтора года назад я посетил Помпеи во время съемок документального сериала BBC "Сокровища древнего Рима". И хотя меня не удивило, что стены одного из борделей города украшали фрески откровенно сексуального содержания, я не понимал, почему так много обычных зданий в Помпеях имели таблички с изображениями эрегированный фаллосов.

Сатир Марс
Сатир Марс

Ранее считалось, что они указывали путь к одному из многих публичных домов города, которых в Помпеях, по некоторым оценкам, было 35, и это в городе с населением около 12 000 человек. Впрочем, большинство ученых сегодня уверены, что эти таблички выполняли роль своеобразных амулетов, которые должны были отталкивать злых духов.

Эта концепция объясняет, почему фаллические изображения так часто встречаются и в других контекстах древнеримской культуры. На выставке в Британском музее, например, есть интересный предмет, известный как "тинтиннабулум", или музыкальный подвесок, который состоит из крылатого фаллоса с львиными ногами, хвостом и собственным фаллосом, к которым прикреплены колокольчики.

Хотя этот предмет интерьера нашли в Помпеях, он выглядел бы вполне уместным и на Вилле папирусов в Геркулануме, тихонько позвякивая в саду, пока гости рассматривали на скульптуру пана с козой.

Выставки, такие как "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», создают волнующее ощущение того, что наши древние предки были очень похожими на нас. Бронзовый бюст римского банкира выполнен с такой реалистичностью, что, кажется, мы можем прочитать мысли его владельца. Костяную посуду, на дне которого осталось немного розовой краски, позволяет живо представить римскую матрону, которая накладывала себе румяна на щеки.

"Тинтиннабулум", или музыкальный подвесок, служил для украшения интерьера, а также отпугивания злых духов
"Тинтиннабулум", или музыкальный подвесок, служил для украшения интерьера, а также отпугивания злых духов

Но стоит бросить взгляд на скульптуру пана с козой, как бездна двух тысячелетий между нашей культурой и Древними римлянами снова кажется бесконечно глубокой и темной. Мы можем только представлять, о чем думали римляне, когда впервые видели это произведение искусства. В том, что для нас выглядит непристойностью и насилием, римляне могли видеть комедийностью или даже чувственность.

Единственное, что можно с уверенностью утверждать, это то, что их отношение к сексу и насилию в корне отличалось от нашего. Понимание прошлых культур - это постоянный поиск неуловимого и изменчивого.