Заметки провинциала
Знаете где можно узнать предельно правдивую информацию о чистоте батюшки Байкала и красавицы Ангары? Нет, не угадали. Совсем даже не в государственных ведомствах. Скажу вам по секрету – на рынке. На рыбном. Именно там можно купить уловы местных рыбаков. В конце весны – начале лета – икряных карасей, красноперую плотву, ромбовидных лещей, окуней, пестрых щук, иногда до пяти кило весом и даже похожего на молочного поросенка сазана. Все это красиво, аппетитно, так и просится на язык фраза – «экологически чисто». Но, увы и ах. Не раз был свидетелем такого разговора: откуда рыбка? С Байкала? С какого берега? А эта? Ангарская? С Братского водохранилища? Нет, не надо. А знаете почему? Ответ до банальности прост. На пути из Иркутска до братской плотины, а это в районе 600 верст расположены, кроме небольших деревень и поселков, три промышленных города – Иркутск, Ангарск, Усолье, с населением около одного миллиона человек. Если вы думаете, что все отходы жизнедеятельности этой агломерации каким-то фантастическим образом бесследно исчезают на сибирских просторах, то это глубокое заблуждение. Все канализационные стоки, грязь, бензиновые осадки, вода с городских моек, промышленные сбросы, уличное «разнообразие» помоек, пестициды, гербициды и удобрения с окрестных полей и прочая беспощадно сбрасываются в красавицу Ангару. И все это многотысячетонное «добро» не все уносится стреженной водой дальше к Енисею и океану, а оседает в заливах, заводях, где нерестится рыба. И мне не раз приходилось слышать, что местные рыбаки уже не варят чай и уху на ангарской воде, а берут ее в мелких ручьях и речушках. Вот такие дела происходят с Ангарой. Иногда думаешь: лучше бы она не бегала от Байкала.
Да и самому «батюшке» с каждым годом становится все труднее и труднее дышать. БЦБК вроде закрыли, но проблем меньше не стало. Очистные города Байкальска продолжают работать. Показателем загрязнение воды стали, стремительно размножающиеся водоросли спирогиры, ядовитые и смертельные для редкого вида байкальской губки, которая фильтрует воду и благодаря ей уникальный водоем обладает такой чистотой. И в связи с этим распространяются упорные слухи, что во всем виноваты китайцы, которые, якобы, принялись за массовое освоение Сибири. Их обвиняют во всех смертных грехах и в первую очередь, что они вырубили леса в округе, и это стало причиной нарушения экологического равновесия и т.д. Конечно, это проблема притянута за уши. Все рубки осуществляют местные предприниматели. А для того, чтобы забирать лес в округе за бесценок его поджигают и то, что остается от пожарища на корню скупают за копейки. Лето 2015 года это показало наглядно, когда прибайкальская тайга пылала несколько месяцев. Грустно и печально, конечно, всё это. Но даже такие раны зарубцовываются со временем. Ежегодно высаживаются саженцы сосны, кедры, пихты, ели, экология восстанавливается. Все-таки пожары – это не постоянное явление м при желании, и политической воли их вообще можно не допускать.
Другое дело - рукотворные загрязнители. К примеру, БЦБК закрыли, но Селенгинский комбинат работает. Но даже он не идет ни в какое сравнение, что приносит в Славное море река Селенга. Стоки Улан-Батора, Сухэ-Батора, Улан-Удэ – это всё в непомерных количествах ежедневно попадает в Байкал. Помнится, когда начали проектировать «Силу Сибири», сколько копий сломали в дискуссиях: а не нарушит ли это хрупкую и уникальную микрофлору Байкала. Наверное, нанесенный природе строительством вред уже нивелировался. А вот вышеописанные проблемы, думается, если не возросли, то вряд ли уменьшились. И не стали временными. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно в устье Селенги поступают очередные тонны яда, хрупкая экология просто не в силах переработать. Гибнет популяции редкого рачка эпишуры, губки, заражается рыба, идет в наступление спирогира. «Горит, горит село родное…»
И самое печальное, что с этим ничего не поделаешь. Ни-че-го! А чтобы случилось что-то радостное и позитивное, надо от многого отказаться. Если говорить понятным языком, то надо вернуться в середину 19 века, когда «прелести» современной цивилизации еще не коснулись первозданной природы. Как думаете, кто-то решится на это? Мне кажется, что мы только во вкус вошли. Кто согласен, ставьте лайки!