В книге Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления» в качестве одного из примеров гениальности и полководческого предвидения приводится пример с окружением Юго-Западного фронта. Дескать Жуков оказался единственным человеком, который подобное развитие событий мог предугадать. Да ещё почти за месяц до того, как сам Гитлер принял такое решение. Так ли это? Есть много сомнений.
Возможное развитие событий, так как его предвидел Жуков, в книге выглядит так:
— На московском стратегическом направлении немцы в ближайшее время, видимо, не смогут вести крупную наступательную операцию, так как они понесли слишком большие потери. Сейчас у них здесь нет крупных резервов, чтобы пополнить свои армии и обеспечить правый и левый фланги группы армий «Центр».
На Украине, как мы полагаем, основные события могут разыграться где-то в районе Днепропетровска, Кременчуга, куда вышли главные силы бронетанковых войск противника группы армий «Юг».
Наиболее слабым и опасным участком обороны наших войск является Центральный фронт. Наши 13-я и 21-я армии, прикрывающие направление на Унечу — Гомель, очень малочисленны и технически слабы. Немцы могут воспользоваться этим слабым местом и ударить во фланг и тыл войскам Юго-Западного фронта, удерживающим район Киева.
Хоть об этом много раз писали (и я в том числе), но повторю ещё раз: скорее всего всё совещание (на котором это говорилось Жуковым) выдумано авторами книги, так как никаких документальных подтверждений нет. Точнее все имеющиеся документальные источники показывают, что этого совещания в Кремле не было вообще. И скорее всего, всё, что касается этой темы: как Жуков предлагал настойчиво отвести войска, оставить Киев, как писал Сталину, звонил и пр., не соответствует действительности.
Но как мне кажется, кроме документальных фактов, есть и вполне однозначное объяснение, почему Жуков не мог предвидеть такое развитие событий, когда танковая группа Гудериана будет повёрнута на юг и выйдет в тыл войскам нашего Юго-Западного фронта. Дело тут в самой обстановке на фронтах.
Хорошо рассуждать, когда знаешь, как всё случилось. Но давайте попробуем посмотреть на события глазами тех, кто принимал решения во второй половине июля 1941 года.
Немцы прут на Москву и Ленинград, как паровой каток, перемалывая советские войска одни за другими. И пока у них это, увы, настолько хорошо получается, что ощущению, будто Вермахт что-то способно остановить, просто неоткуда взяться. Не брать же в расчёт лирику, что коммунисты Москву не сдадут.
Да, действительно, в ходе Смоленского сражения складывается такая конфигурация фронта, что немцы могут ударить в тыл киевской группировке Красной Армии. Только с чего вдруг? В планах немцев взять Москву поскорее, они и так застряли под Смоленском. У Вермахта есть отличный плацдарм под Ельней, для следующего броска. Никаких данных о том, что силы у немцев исчерпаны, насколько я знаю, советская разведка не докладывала. Так что ждали удара на Москву. А что касается Гомельского направления, то созданный там Центральный фронт, готовился не для парирования удара на Киев, а для наступления во фланг немцам.
Стоит вспомнить, что и в Вермахте вариант с поворотом на юг даже не рассматривали теоретически, поскольку в июле он выглядел совсем неуместно. Сама по себе ситуация, когда поворот группы Гудериана стал возможным, сложилась лишь после Гомельской операции, окончившийся разгромом войск Центрального фронта. Именно тогда возникла благоприятная ситуация, с возможным ударом в обход Юго-Западного фронта и окружением Киева. Но это уже был не конец июля, а 20-е числа августа. Причём и тогда никто в Вермахте подобного решения не ожидал.
Так что в июле, любой гениальный полководец, как раз должен был понимать, что немцы никак не повернут на юг, а будут продолжать наступление на Москву.
Если у вас есть какие-то факты, опровергающие всё написанное мною выше, особенно документальные, буду признателен, если вы поделитесь ими со мною. По почте nwt@nweb.su.
Для тех, кто хочет порассуждать на тему: как бы всё было, если бы Гитлер не повернул танки Гудериана на юг, могу предложить мою статью: