Или еще раз о «пагубных пятнах опопсения»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Мы уже не раз говорили о том, что современный «российский нуар» там и не превратился в легко узнаваемое, по-своему уникальное явление. Имеются отдельные всплески нуара (то есть мрачного криминального жанра), которые себе позволяли маститые творцы от Ивана Охлобыстина до покойного Алексея Балабанова. Но это их «авторский взгляд», который в итоге не выводит на отличительные и универсальные признаки того, что можно было бы именовать «рюс-нуар» (подобно тому, как существует уникальный френч-нуар или джапан-нуар).
А ведь была попытка очертить контуры этого стилистического явления, даже сделать его массовым. Но, как говорится, не повезло. Почему не повезло? Потому что в широкий обиход в России слово «нуар» вошло после феноменального успеха фильма «Город грехов», что случилось в середине нулевых (даже чуть позже). А вот триада стартовых клипов исполнительны Глюкозы была популярна несколькими годами ранее. И ведь они могли бы дать начало «российскому синти-нуару»
Если вы посмотрите на клипы «Ненавижу тебя», «Невеста» и «Глюкоза ностра», то обратите внимание, что нуарные элементы использованы столь часто, что клипы превращаются в некоторое мини-криминальное творение. Причем сочетание внешнего и внутреннего было вполне органичным. «Улицы огни, иду по лужам» - разве не так выглядит типичная нуар-локация, соотносимая с ночным городом, залитым огнем тревожного неона?
Опять же в нео-нуаре принято давать отсылки к классическому нуару 40-50-ых годов. Обычно это представлено сценой, когда главный герой заходит в полупустой кинотеатр на сеанс старого фильма. Аналогичное видим в клипе «Ненавижу», что даже продублировано текстом «На ночь на сеанс в кино билеты». Опять же в предложенном нуаре есть своя «российская специфика». Он мог быть представлен очень бойкой девчушкой (Матильда из «Леона» отдыхает), которая «смелая как нож»
Если говорить о своеобразности возможного рюс-нуара, то его эмоциональной основой могло бы быть не «унылое отчуждение», а куда более яркое, но пагубное чувство, а именно «ненависть». Хотя в отечественном прочтении есть один непредосудительный оттенок, который обозначен словами из знаменитой песни-символа про «ярость благородную»
Если же говорить про остальные клипы из трилогии, то они явно пребывают «под воздействием» кинематографа. Если в первом есть лишь очень условные отсылки к французскому «Доберману» (1997), то «Невеста» явно содержит аллюзии к «Убить Билла» (2003), а «Глюкоза Ностра» - к «Эквилибриуму» (2002) и первым двумя частям «Блейда» (1998, 2002)
Опять же нельзя не обратить внимания на образ анимированной Глюкозы, в нём можно было найти отсылки к «Городу грехов» (эпизод «Большая смачная резня»), но вот проблема. Фильм вышел заметно позже, чем были сняты клипы Глюкозы. Хотя графические романы Фрэнка Миллера появились раньше. Например, интересующий нас сюжет увидел свет в 1994-1995 годах. К слову сказать, если вы полагаете, что никто не эти комиксы не видел, то ваш покорный слуга впервые с «Син-сити» столкнулся весной 2000 года, когда работал в Германии над диссертацией (на местном блошином рынке продавалась подборка журналов «Швер металл»)
Однако сразу же после феноменального успеха трех клипов, итогом которым стало подозрение, что Глюкоза это «внемарсианское явление» Жанны Хасановны Агузаровой, было решено начать гастрольный тур. Произошло вполне предсказуемое, а именно появление «трупных пятен опопсения». В итоге робкие наброски оригинальной версии «рюс-нуара» были погребены под завалами сугубо коммерческого успеха, что ни разу не является виной исполнительницы. Насколько помним события тех дней, она была против
Одним словом, нам приходится ожидать новых попыток формирования аутентичного русского мрачного жанра. А пока вспоминаем события прошлого и смотрим вполне нуарный клип «Ненавижу тебя», а заодно представляем, как могло бы всё развиваться (ох уже эти «если бы», да «кабы»)
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»