Кадр выше показателен тем, что на нём прекрасно видны все "горизонты" бакинского центра - Дом Правительства у моря и чёрная стеклянная высотка аккурат между улицами Хагани (продолжающей Молоканку) и Низами. Ну а на переднем плане - станция Баку-Пассажирская, в которой на самом деле не один, а целых 3 вокзала:
Первую на Апшероне железную дорогу в 1880 году проложили Нобели, и соединяла 26-километровая линия их нефтепромыслы в Сабунчи с окраиной города и грузовой пристанью Зых. Об этой дороге не известно почти ничего, даже колея - то ли обычная "русская", то ли 750мм, и если верен второй вариант - то именно здесь был впервые использован этот стандарт отечественных узкоколеек. Сабунчинская линия стала заделом, на который в 1883 году пришла уже "взрослая" Баку-Тифлисская железная дорога. Фасадом вдоль путей был построен Тифлисский вокзал в мавританском стиле, и от крыльца его тогда просматривалось море:
Хотя с тем же успехом вокзал мог называться Батумским - от Тифлиса линию тянули в две стороны, и фактически она связала Баку с Чёрным морем. Более того, она ещё и прошла насквозь Каспий - от Красноводска на том берегу почти сразу началось строительство Закаспийской железной дороги в Бухару, Самарканд и Ташкент. И лишь в 1900 году по дагестанскому берегу Каспия вся эта система была напрямую соединена с железными дорогами России.
Тифлисский вокзал ныне выполняет роль корпуса станционных служб. В 1977-76 годах, Т-образно к путям, был построен Главный вокзал, снаружи безликий просто до невидимости. Внутри архитектурных откровений так же не заметно, но по своему интерьеру это, пожалуй, самый уютный крупный вокзал на всём постсоветском пространстве.
Тем более что изрядный размер сочетается с довольно скудным трафиком. Заметное оживление тут наступает разве что поздно вечером и рано утром, когда уходят и прибывают поезда в Белоканы (северо-запад страны), Биюк-Кясик (граница Грузии за Гянджей), южные Астару и Горадиз (этот разделяется по дороге). Ещё есть (будем считать нынешнюю отмену временной) международные поезда в Москву, Ростов-на-Дону, Киев и Тбилиси (славен опозданиями из-за пограничных задержек), да раз в сутки электрички на Ширван и Яламу. По факту получается, что вокзал не кажется пустынным, но места в нём сполна хватает всем.
Впрочем, я был в Баку в мае, а большие перемены Бакинскому железнодорожному узлу принёс июль - практически угробленное в постсоветское время (причём не в голодных 1990-е, а в самых что ни на есть нефтедолларовых "нулевых") пригородное движение в дни моего приезда полным ходом готовилось к возрождению. Что характерно, по апшеронским сёлам и в Сумгаит теперь курсируют швейцарские двухэтажные "Штадлеры".
Ну а я на рассвете бродил по пустынной площадке между вокзальным зданием и началом путей, и двое полицейских не сводили с меня глаз, но никак не мешали фотографировать. Пути поворачивают где-то вдали, а почти в створе станции уходит к аэропорту отмеченный небоскрёбами проспект Гейдара Алиева:
Пройти на привокзальную площадь можно и минуя основное здание:
И совсем не очевидно, что на месте кадра выше некогда тоже лежали пути. В 1926 году на линии Баку-Сабунчи были запущены первые в СССР электрички, в те времена более всего походившие на трамваи. На базе трамвайных вагонов они и делались в подмосковных Мытищах, трамваями и являлись они с точки зрения бюрократии - до войны линия подчинялась не МПС, а Баксовету.
Для электричек в 1926 году был построен третий Сабунчинский вокзал, впоследствии (видимо, с постройкой Главного вокзала) "оторвавшийся" от путей и занятый теперь всякой всячиной:
Фактически - даже не вокзал, а отдельная станция, обслуживавшая уникальный для тогдашнего Союза транспорт: в её комплекс входили депо, мастерские, подстанция, и на кадре выше, со стороны улицы Рахимова - что-то из вспомогательных построек. Собственно Сабунчинский вокзал выходит на привокзальную площадь:
Три вокзала располагаются "лесенкой" с Главным в роли "горизонтальной" и Сабунчинским и Тифлисским в роли "вертикальных" перекладин.
В самых разных городах (особенно часто - в Симферополе и Бишкеке) мне попадались здания, архитектурный стиль которых я прозвал "запоздалый модерн" - ни за что не догадаться, что они современники конструктивизма и ранних сталинок! И Сабунчинский вокзал - пожалуй, шедевр этого жанра.
Архитектором его был армянин Николай Баев:
Вид привокзальной площади. За спиной огромнейший ТЦ "Молл-28", а Сабунчинский вокзал левее края кадра, из-за которого выглядывает вестибюль станции метро "28 мая". На площади - памятник писателю и первому азербайджанскому киносценаристу Джафару Джаббарлы, даты постройки которого (1959-82) легко перепутать с датами жизни: архитектор Мир-Али Мир-Касимов был вынужден прерывать работы то из-за борьбы с архитектурными излишествами, то из-за срыва поставок материалов, то из-за инфаркта, от которого лучшие врачи Союза спасали мастера под ответственность лично Гейдару Алиеву. На другой стороне площади - "гнездо" новеньких красных бакинских автобусов, а чуть поодаль отправляется к аэропорту местный "аэроэкспресс".
Другую же сторону площади занимают конструктивистские корпуса Азербайджанской нефтяной академии (1931-37), начинавшийся в 1920 году с политехнического института или даже с ремесленного училища (1887). Расположение вуза главной отрасли страны на привокзальной площади - красноречиво: электрички возили студентов прямиком к проходной, да и есть в этом какая-то аллегория связи "первого" Баку со Вторым и Третьим.
Если же прогуляться от вокзала дальше на юг...
...колоритными кварталами по-вокзальному злачного вида...
...можно увидеть огромную сталинку ADY - Азербайджанской железной дороги, в 1945 году выделенной из Закавказской. Её фасад образует восточную границу центра - дальше промзоны и Чёрный город:
С другой стороны от станции, за Сабунчинским вокзалом, видимо напоминая о первых электричках СССР стоит памятник Николе Тесле (2013):