Рост занятости, снижение социальной напряженности, повышение уровня конкуренции, развитие рынка высоких технологий - помогут ли в этом специальные налоговые режимы?
Государственная поддержка малых предприятий и представителей среднего бизнеса выражается, прежде всего, в формировании экономической и правовой систем, в рамках которых происходит стимулирование развития путем привлечения инвестиционных ресурсов на льготных условиях.
Руководствуясь статьями закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", можно выделить несколько категорий мер, направленных на поддержание функционирования предприятий малого и среднего бизнеса:
- Финансовая поддержка, реализуемая посредством программ различных уровней в виде предоставления грантов, субсидий или кредитов на льготных условиях.
- Имущественная поддержка, предполагающая возможность заключения договоров аренды на льготных условиях.
- Консультационная поддержка, заключающаяся в возмещении затрат предприятий на привлечение консультантов.
- Информационная поддержка, призванная повышать осведомленность субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих программах поддержки, условиях участия в них, а также предоставления другой информации, способствующей развитию таких организаций.
- Налоговая поддержка, выражающаяся в возможности применения специальных налоговых режимов и использовании налоговых каникул.
В соответствии с восьмым разделом Налогового кодекса РФ, выделяют несколько специальных налоговых режимов:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),
- упрощенная система налогообложения (УСН),
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
- патентная система налогообложения (ПСН).
Каждый из режимов направлен на снижение налоговой нагрузки и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учетов путем замены необходимости уплаты группы налогов на уплату единого налога.
Почему специальных режимов несколько?
Из приведенной ниже таблицы, в которой сравниваются данные специальные режимы, можно выделить следующие отличительные особенности:
- Налоговая ставка составляет 6% или 15% в зависимости от определения объекта налогообложения.
- Объектом налогообложения выступает фактически полученный либо потенциальный доход. Причем, фактически полученный доход может быть уменьшен на величину понесенных затрат.
- У большинства режимов есть перечни видов деятельности, при которых организация может перейти на специальный налоговый режим, причем отличные друг от друга.
- Не все специальные налоговые режимы действуют на всей территории страны.
- Патентная система налогообложения предназначена только для индивидуальных предпринимателей.
- При упрощенной системе налогообложения налогоплательщик может сам выбрать объект налогообложения.
Таким образом, в качестве основных различий можно выделить ограниченность применения специальных режимов по территориям и видам деятельности.
P.s. Какие задачи призван решать каждый из налоговых механизмов? Способствуют ли существующие меры развитию предпринимательства? Данные вопросы будут рассмотрены в следующей статье.