Пионерское движение никто не "выдумывал" - родилось само. Из стремления подростков помочь отцам утвердить новую жизнь.
Об этом - книги Николая Богданова, соратника Гайдара по литературному цеху, и его друга.
Аркадий Гайдар не избегал острых тем, вспомнить хотя бы его Альку или Барабанщика, но его Тимур - это всё же стихия игры,"понарошковость". Столь талантливый писатель не мог этого не сознавать. Значит - есть какая - то цель. Какая?
Похоже, Гайдар обращался к "другим" детям. Не к рабоче-крестьянским, а именно к детям интеллигенции, к детям новой элиты. Им не надо думать о посевной и уборочной, им не придётся торговать, помогая родителям - они сыты. Это не плохо, скорее даже хорошо, но именно поэтому на втором десятке лет они всё ещё играют. А если так - то и направить их помыслы к чему - то высшему легче и проще с помощью игры!
Детям, воспитанным на Жюле Верне и Буссенаре, обожающим тайны и всевозможные ночные похождения, осталось только подсказать цель. А в средствах для достижения цели они неистощимо - изобретательны!
Если Гайдар, при всей своей ребячливости, всё же был офицером, и с детьми общался, как командир, то Богданов - настоящий вожатый. По призванию.
Он буквально стоял у истоков: организовывал первые пионерские отряды из самодеятельных "трудовых пчёл", "красных мстителей", "свободных ребят".
Никакого "формализма" ещё и близко не было - "твори, выдумывай, пробуй!" и Николай Владимирович предложил идею "выживания - самокорма" в полевых условиях. Палаточных лагерей на природе. И московские дети окрепнут на воздухе, и замотанные родители от них отдохнут.
Из отчёта об этом приключении получилась прямо - таки солнечная книга "Когда я был вожатым".
Совсем другое "настроение" у книги "Партия свободных ребят". Очень интересная перекличка с Гайдаровским "Тимуром" (написаны книги почти одновременно, но для разной "целевой аудитории"!)
Действие происходит в деревне. Настоящей деревне, а не в дачном посёлке для советской элиты. На пятом году советской власти.
Здесь ещё даже подростки помнят господ, здесь батрачонок и мечтать не может ни о чём другом, как стать "самостоятельным мужиком" - ведь и школы - то в селе нет. Здесь, в ночном, у костерка, ведётся спор, можно ли принять в партию девчонку. Решают, что можно потому, что на сельском сходе ведь имеют право голоса вдовы и бобылки - у них мужиков нет, они сами хозяйки. А у Даши ни отца, ни брата.
И когда в селе объявилась загадочная "ПСР", и начала наводить справедливость, парочка кулаков и поп-подкулачник всполошились не на шутку...
Но помощь больным и старым - это пока ещё вполне в традициях общины, а настоящими предвестниками новой жизни стали ТРАКТОР и ШКОЛА.
О помещении для школы и мечтать нечего - занятия то в одной избе, то в другой. И кормят учительницу Анну Ивановну по очереди. Уважительнее всех её встречает бабушка Агафья: кофе варит! Откуда? А всю жизнь работала в барском доме - и невинно припасала. Ровно постольку, чтобы внук подрастал не совсем голопузым. Теперь вот мечтает Данилку в люди вывести, да и самой интересно чему - то, наконец, научиться! Так бесполезно прошла жизнь - возле полоумной барыни...
Барыня всё вязала и вязала. То свяжет, то распустит. Клубок и спицы из рук не выпускала, и сыну завещала. Померла - а сын где - то за границей. Забрала себе бабушка этот клубок - а из него бриллианты посыпались!
И решили ребята, что раз в эти эти камешки превратился труд целого села - селу они и должны вернуться. Трактором и школой. Какую школу можно сделать из ветшающего барского дома! И бабушка будет в нём жить.
Но вернулся "законный наследник" - белый офицер, и нашёл общий язык с бывшими "хамами" - кулаками. И с попом. Так что проблемы у ребят возникли совсем не детские. В одном отдельно взятом селе - настоящая гражданская война , в которой и погибшие будут.
Вот так и получилось, что книги Богданова - фотография, запечатлевшая жизнь, а Гайдар работал на опережение, воспитывая "поколение для войны".
И очень интересно читать их книги вместе. Сопоставлять и сравнивать.