Найти тему

Как приручить "черных лебедей"

Метафора «черный лебедь» прочно укоренилась в нашей жизни после выхода книги Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Теперь мы пользуемся этим термином для обозначения непредсказуемых критических событий, которые оказывают серьезное влияние на ход истории. К таким явлениям можно отнести изобретение интернета, распад СССР, кризисы и эпидемии, которые наступают неожиданно и многое меняют в жизни.

Недавно в путешествии по российским городам я увидела чёрного лебедя собственной персоной. Подумала, что мы гораздо реже встречаемся с чёрным лебедем в природе, чем с метафорическим «чёрным лебедем» в виде кризисов, драматических изменений, которые никто не ждет, но они приходят и изменяют нашу реальность.

А если мы неизбежно с этим сталкиваемся, то уже можно было бы какие-то правила выработать - как снижать вред от таких событий и получать пользу.

Социологи подсчитали, что в среднем взрослый человек имеет шанс пережить 5 - 6 кризисов в течение жизни, а то и больше. Я, например, уже насчитала 6 кризисов, которые хорошо запомнила: перестройка 1985 года, крушение СССР в 1991, российский экономический кризис 1998 года, мировой кризис 2008-2009 года, финансовый кризис в 2014-2015 в связи с санкциями и падением цен на нефть, а также нынешний комплексный «коронакризис» 2020 года.

На таком материале можно делать выводы и выносить уроки на будущее. Даже на ограниченном собственном опыте могу сделать вывод, что кризис - это не только про потери, но и про возможности. И эти возможности можно найти в разных сферах - как в бизнесе и профессиональной жизни, так и в личной жизни, и даже для личных финансов можно получить выгоду, если инвестировать с умом.

В кризисы, как правило, падают рынки товаров длительного пользования, недвижимости, автомобилей, что приводит к падению стоимости и скидкам на эти категории по прошествии какого-то времени. И если не бросаться покупать эти товары в самом начале кризиса и немного подождать, то можно сделать очень выгодную инвестицию, правильно выбрав момент.

Когда на бирже начинается паника и акции летят вниз, не надо их продавать (если не успели это сделать до кризиса). Как правило, цены на акции вырастают обратно. К тому же кризис и падение акций - это хорошее время для инвестиций. Следующий такой момент может представиться только через несколько лет. И если вы всегда мечтали начать инвестировать в акции, самое время заходить в рынок, когда происходит массовая продажа и паника.

А в бизнесе кризис - это тоже время для поиска новых ниш, создания новых продуктов под новые потребности, создания новых моделей бизнеса. Также это то время, когда эмпатия и понимание потребностей потребителя становятся особенно критичными, а это может сделать серьезный вклад в повышение лояльности ваших клиентов.

Ну а если так случилось, что в кризис вы или ваши близкие потеряли работу, то это тоже дает шанс для прогресса, хотя ситуация, несомненно, очень стрессовая. И все же, если сделать аудит собственных навыков, пойти поучиться, а, может, придумать какой-то стартап, о котором всегда мечтали, то есть шанс сделать скачок в собственном развитии вместо медленного эволюционного роста.

Именно в периоды кризиса и неопределенности появляются новые возможности, которых не было во времена стабильности и предсказуемости. Надо только уметь видеть эти возможности и пользоваться ими.

Проанализировав все кризисы, сопровождавшие их победы и поражения, я пришла к выводу, что плюсов было точно не меньше для разных сфер жизни, а, значит, не стоит бояться «чёрных лебедей». Главное научиться применять свой кризисный опыт: при первых признаках наступающего хаоса вспоминаем уроки прошлого, отмечаем специфику настоящего и ищем новые выгоды от изменения порядка жизни.

Важно лишь помнить, что кризисы и изменения принесут удачу только в том случае, если вы увидите и воспользуетесь его возможностями, а не будете горевать по потерянной зоне комфорта.