Низкая? Завышенная? Средняя!? Не думайте об этом, потому что это не имеет никакого значения. Все представления о себе иллюзорны.
Как мы формируем представление о себе и других людях?
Например, мой рост 178. Высокий рост для женщины. Как я это определила? Взяла некий средний рост женщин и сравнила, в основном с россиянками, так как живу в России. Однако, если провести более глубокое исследование, изучить статистику, то оказывается, что мой рост может быть и очень высоким, почти гигантским для национальностей малого роста, а может быть низким, если сравнивать меня с манекенщицами или бейсболистками.
Интересно как я оцениваю рост других людей.
Логично было бы предположить, что также как и себя, сравнивая со средним ростом, но не тут-то было. У меня в голове все просто. Если человек одного со мной роста и выше – он высокий, не зависимо от пола, если ниже – не высокий. Если сильно ниже, то маленького роста. То есть, оценивая рост, я основываюсь на моем ограниченном опыте, если речь о себе, и максимально субъективна, если речь о других.
Возвращаясь к самооценке, где мы берем данные, с которыми сравниваем себя? На что мы в итоге ориентируемся? На мнение других о нас? Но, оно очень субъективно, даже в отношении роста. На какой-то личный эталон? Где мы его взяли и почему именно его?
Иногда человек опирается на действия и чувства. Говорит: «У меня низкая самооценка, потому что я стесняюсь общаться с незнакомыми людьми, не могу заговорить первым». Связано ли это с самооценкой или отсутствует нужный навык? Я вот не умею ездить на велосипеде, это про самооценку или навык? Если я не езжу, и не хочу ездить, то про навык. А если хочу, но стыдно учиться в моем то возрасте? Это про самооценку или у меня ложные представления о том, чему и в каком возрасте стыдно или не стыдно учиться?
На мой взгляд, о себе полезно думать, как о человеке с адекватной самооценкой.
Остальное – вопрос навыков и ложных представлений, которые легко изменить и освоить. С этой минуты знайте, с самооценкой у вас все хорошо, поэтому вам под силу любые изменения и задачи.