Найти в Дзене

Мария стояла у гроба – вне его – и плакала (Ин. 20, 11).

На Востоке гробы вырубали в камне и приваливали другим камнем. Камни, которые теперь ставят вертикально у нас на кладбище, это идёт от той эпохи.
Это мода уже послереволюционная, а все надгробия дореволюционные никогда не делались в виде вертикальных плит. Это идёт из древней еврейской традиции.

Мария стояла у этого гроба, не входила туда и плакала.
Почему она плакала? Ну, естественное дело, когда близкий человек умирает, несмотря на то что это самое обычное явление.

Человеческая душа вся сотрясается от этого, потому что Богом человек создан как существо вечное и смерть – это есть вообще аномальное явление.
Смерть – это следствие греха.
Если бы смерть не забирала бы людей, не разъединяла бы душу с телом, то мы бы с вами были современниками и с Юлием Цезарем, и с Наполеоном Бонапартом, и с Адольфом Гитлером, и с Феликсом Дзержинским.
А так всё-таки какая-то ротация происходит, и есть, конечно, иллюзорная, но надежда на то, что, может быть, что-то изменится.
Но в том, что Мария плакала, нет ничего особенного.

И, когда она плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса (Ин. 20, 11-12).
Усопших клали на такое возвышение, в закрытом помещении, постепенно тело истлевало, оставались одни косточки, их потом собирали в специальные кувшины, выдалбливали ниши, туда их запечатывали, и можно было хоронить уже и другого человека.

Ангелы – говорят ей: жена! Что ты плачешь? (Ин. 20, 13).
Вопрос такой странный, но на самом деле он наводящий.
Часто человек спрашивает не потому, что ему важно узнать что-то, а для того, чтобы разговор завязать или узнать, что с ней происходит.
Может натолкнуть на какую-то мысль.
В данном случае Ангелам многое открыто, поэтому они спросили, что она плачет, чтобы начать говорить о самом главном, зачем, собственно, их и послали.
Ангелы – это посланники Бога к человеку.

Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13).
Речь идёт, конечно, о теле. Для людей обычно представляет большую важность, где похоронят, как.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? (Ин. 20, 14-15).
Ангелы как бы её подготовили к этому вопросу.
А Он – тот который не только знает, почему она плачет, но и о чём плакал тысячу лет назад её предок, когда её на свете не было.
Для Бога Книга жизни открыта.

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!». Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 14-18).

Так звучит всё очень обыденно и для нас вполне привычно, мы знаем, что из всех людей первой удостоилась этой, можно сказать, чести увидеть воскресшего Господа именно Мария Магдалина.

Протоиерей Дмитрий Смирнов