Фраза «тогда мы по-настоящему будем богаты, когда у немногих будет слишком много, и ещё меньше будет тех, у кого слишком мало» («da har i rigdom vi drevet det vidt, når få har for meget og færre for lidt») стала не только лозунгом Социал-демократической партии Дании (Socialdemokratiet), но лаконичной формулой идеала общественного устройства в представлении рядовых датчан. Этот идеал в свою очередь воплощает государство всеобщего благоденствия. Однако в стихотворении 1820 г. «Где горы выше» («Langt højere Bjerge»), также известном как «Утешение Дании» («Danmarks Trøst»), где и появилась данная крылатая фраза, Николай Фредерик Северин Грундтвиг имел в виду вовсе не социальную политику государства.
Нет ничего удивительного в том, что разные политические силы предпочитают толковать слова Грундтвига в своей ценностной парадигме. Так Свен Аукен, председатель Социал-демократической партии в 1987-1992 гг., цитируя данные строки, говорил, что они представляют собой поэтическое выражение сущности государственной политики перераспределения доходов. Ларс Лёкке Расмуссен, председатель партии Венстре («Venstre») хоть и соглашался с тем, что данные строки отражают сущность государства всеобщего благоденствия, всё же больший акцент делал на ценностях личной свободы, в том числе экономической. Упомянутые социал-демократ и либерал также делали оговорку, что Грундтвиг сформулировал эту идею почти случайно, не представляя, что его строки впоследствии станут олицетворением датской социально-экономической модели.
Что на самом деле имел в виду Николай Грундтвиг?
Когда Грундтвиг в 1820 г. писал данные строки, он вовсе не подразумевал введение прогрессивной шкалы налогообложения и борьбу с бедностью и неравенством. Само стихотворение было написано для прощального праздничного пира по случаю отбытия приятеля Грундтвига Кристена Прама (1756-1821) на службу в Датскую Вест-Индию, или иначе говоря на Американские Виргинские острова, как они начали называться, после того Дания продала их США в 1917 г. По этому вопросу даже проводился первый в истории Дании народный референдум. Само стихотворение рисует образ бедной и тихой страны, ещё не оправившейся после Наполеоновских войн, в которых Дания выступала союзницей Наполеона, разорённой после финансового кризиса 1813 г. и униженной, после того, как она уступила Норвегию Швеции по Кильскому договору 1814 г. Тем не менее, по мнению Грундтвига, именно непритязательность и скромность датского образа жизни вкупе с духовной силой и искренностью отличают Данию от тех стран, где и горы выше, и философы мудрее, и граждане богаче. Именно к такой не слишком богатой и влиятельной, но внутренне сильной и искренней стране и народу обращены слова Николая Грундтвига.
Сам же Грундтвиг был резко против идеи перераспределения доходов и оказания государственной помощи, полагая, что каждый человек в соответствии с постулатами лютеранской веры должен обеспечивать себя сам (selvforsørgelse), не ориентируясь на постороннюю помощь.
Социал-демократы и Грундтвиг
Позднее с ростом популярности идей социализма в Дании, увеличением числа рабочего класса и активно развивающимся процессом индустриализации, Социал-демократическая партия Дания стала активно использовать слова Грундтвига как лозунг в борьбе за более справедливое общество. В 1929 г. писатель Мартин-Андерсен Нексё тесно связал данные слова с сущностью социализма, заявив, что «нет лучше слов для того, чтобы выразить цель социализма» («socialismens mål kan jo slet ikke udtrykkes bedre»). На более позднем этапе, когда датские социал-демократы стали позиционировать себя уже в качестве народной партии, а не партии рабочих, условная близость к идеям Грундтвига позволила социал-демократам получить популярность и голоса среди сельского населения и религиозного электората.
Тем не менее, данные слова, которые были вырваны из исторического и поэтического контекста, стали лаконичной формулой датского государства всеобщего благоденствия.