Найти тему
Невероятные Механизмы

Что такое "содовые" локомотивы и были ли они вообще

А вы знали, что в конце XIX века, пусть и совсем на короткое время, локомотивы с содовыми двигателями применялись как в Европе так и в Америке? Не слышали про такие двигатели вовсе? Тогда читайте дальше.

Локомотив на каустической соде Хонигманна в Аахене , Германия, 1884 г.
Локомотив на каустической соде Хонигманна в Аахене , Германия, 1884 г.

Двигатель Хонигманна , или содовый двигатель, изобрел в начале 80-х годов XIX века немецкий изобретатель и химик Мириц Хонигманн. И, несмотря на странности и недостаточную эффективность, содовый двигатель нашел себе применение из-за беспожарности конструкции. Нет огня, нет и пожара, утверждал изобретатель.

Содовый локомотив  Миннеаполиса, Линдейла и Миннетонской железной дороги
Содовый локомотив Миннеаполиса, Линдейла и Миннетонской железной дороги

Транспортники сразу заинтересовались двигателем Хонигманна. Было построено несколько локомотивов, использовавшихся в Берлине и Аахене как общественный транспорт. Так же содовой двигатель был установлен как минимум на один пароход, регулярно курсировавший по реке Шпрее. И по другую сторону океана, в Филадельфии так же начали производить двигатели Хонигманна.

-3

Что же представлял собой содовый локомотив. Котел в таком локомотиве помещался в емкость, заполненную гидроксидом натрия, или каустической содой. Несколько тонн соды смачивалось водой, после чего, в результате химической реакции, выделялось тепло. Вода закипала в котле, а дальше пар работал как в обычном паровозе – через систему поршней и рычагов приводил локомотив в движение.

Содовый двигатель локомотива  Миннеаполиса, Линдейла и Миннетонской железной дороги
Содовый двигатель локомотива Миннеаполиса, Линдейла и Миннетонской железной дороги

Система выпуска пара возвращала воду обратно в емкость с содой, то есть выбросов в атмосферу практически не было. Содовый локомотив работал без шума, копоти и дыма. «Работать» сода могла до тех пор, пока не становилась слишком разбавленной для выработки достаточного количества тепла, несколько часов. Затем локомотив нужно было «зарядить». Перегретый пар прогоняли через соду, ненужная вода выкипала, и «сухой» гидроксид натрия можно было использовать снова.

-5

Но недостаточная эффективность, и опасность взрыва и ошпаривания людей горячей каустической содой, перевесили всякие преимущества содовых локомотивов. Так они и остались в истории железных дорог забавными, необычными, и не прижившимися.

Еще необычные паровозы на "НМ":

Первый в мире поезд на солнечной энергии - какой он?

Аэровагон В.И.Абаковского, погубивший своего создателя

LNWR 3020 "Корнуолл" - уникальнейший сохранившийся паровоз

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!