ГАЗ-СГ1 или Победа-Спорт - спортивный автомобиль сконструированный на Горьковском автомобильном заводе в 1950 г. под руководством А. А. Смолина.
СГ-1 представляла собой модификацию серийной ГАЗ-М-20, подготовленную для участия в гонках.
По конструкции ходовой части и трансмиссии отличия от серийной модели были весьма незначительны, в основном они сводились к установке карданного вала с промежуточной опорой и уменьшению передаточного числа главной передачи.
Главные изменения коснулись кузова. Высота надстройки уменьшилась на 160 мм, задние двери были ликвидированы, а днище закрывалось гладким поддоном.
Двигатель также использовался от ГАЗ-M-20, однако его рабочий объем был увеличен до 2490 см³, мощность двигателя была увеличена до 75 л.с. повышена степень сжатия и установлены два карбюратора.
Коробку передач оставили без изменений, 3-х ступенчатую. Максимальная скорость составляла 162 км/ч.
Масса автомобиля составляла 1300 кг.
Забор воздух происходил через раструбы, выходившие в отверстия в передней кромке капота.
В систему смазки был введен масляный радиатор, а также установлен дополнительный масляный бак для доливки масла на ходу.
ГАЗ-СГ1 1950 года, без обтекателя
В 1950 году были изготовлены в общем три автомобиля ГАЗ-СГ1. Один из автомобилей получил удлиненные обтекатели из дюралюминия спереди и сзади, а также закрытые щитками колесные арки и был максимально облегчен по сравнению с двумя другими автомобилями.
Вес автомобиля составлял 1200 кг.
В гонке чемпионата СССР выступавший на этом автомобиле экипаж М. Метелев и В. Родионов стал победителем, одновременно установив всесоюзные рекорды на дистанциях 50, 100 и 300 км. В рамках тех же соревнований Метелев установил еще два всесоюзных рекорда на дистанции 1 км со стартом с места и с хода. Экипажи на двух других автомобилях СГ1 заняли в чемпионате СССР второе и третье места.
ГАЗ-СГ1 с обтекателем
Раструбы для забора воздуха.
В 1951 году все три автомобиля получили обтекаемый кузов.
Два заводских автомобиля приняли участие в рекордных заездах в рамках чемпионата СССР 1951 г., но рекордных результатов не показали. На двух СГ1 были установлены роторные нагнетатели, а два карбюратора заменены одним двухкамерным.
Мощность двигателей увеличилась с 75 до 105 л.с. Максимальная скорость составляла 191 км/ч.
Третий автомобиль был передан заводом в НАМИ, где получил экспериментальный двигатель с алюминиевой головкой блока цилиндров с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. Форсированный двигатель имел мощность 94 л.с. при этом максимальная скорость автомобиля достигла 164 км/ч.
В 1951-1953 годах СГ-1 не участвовал в гонках изза запрета на участие в гонках автомобилей с нестандартными кузовами. Примерно в то же время НАМИ передал свою "ГАЗ-СГ1" спортивной секции московского таксопарка №6.
В 1954 году после снятия запрета на нестандартные кузова, автомобили таксопарка №6 вновь начали участвовать в гонках, причем в 1955 г. кузов СГ1 был переделан в родстер.
ГАЗ-СГ1 с кузовом родстер
Всего гоночные автомобили Победа-Спорт или ГАЗ-СГ1 выиграли три чемпионата СССР в 1950, 1955 и 1956 году.
Этот спортивный автомобиль стал первой полноценной советской гоночной машиной. При этом опыт полученный при его создании пригодился Алексею Смолину для разработки автомобилей ГАЗ-Торпедо-СГ2 и СГ3, оснащённого реактивным двигателем МИГ-17 и СГ4.
СГ1 из таксопарка №6 использовалась в гонках до 1962 г. включительно. С 1960 по 1962 на автомобиль был установлен двигатель ГАЗ-21.
ГАЗ-СГ2
Техническая характеристика:
Год выпуска: 1951 г.
Расположение двигателя: спереди
Привод: задний
Модель двигателя: ГАЗ-М20
Объем двигателя: 2490 см3
Мощность двигателя: 105 л.с.
Максимальная скорост: 201 км/ч.
Количество цилиндров: 4
Расположение цилиндров: рядное
Количество карбюраторов: 1
Расход топлива: 5 л./100 км.
Коробка передач: МКПП 3
Объем бензобака: 160 л.
Длина: 6300 мм
Ширина: 2070 мм
Высота: 1200 мм
Масса снаряженная: 1100 кг
Тормоза перед: барабанные
Тормоза зад: барабанные
ГАЗ-СГ2 или ГАЗ-Торпедо вторая конструкция спортивного автомобиля, разработанная в конструкторско-экспериментальном отделе Горьковского автомобильного завода под руководством А.А. Смолина.
В отличие от Победы-Спорт, ГАЗ-Торпедо представлял собой не переделанный серийный автомобиль, а самостоятельную конструкцию, базировавшуюся на отдельных стандартных узлах и агрегатах.
Несущий кузов каплевидной формы проектировался по схеме, применявшейся в самолетостроении. Основу кузова составляли профили из дюралюминия. Наружные панели кузова выполнены из алюминия.
Места водителя и механика закрывались сверху обтекателем из оргстекла.
Несмотря на общее увеличение габаритов по сравнению с ГАЗ-СГ1, общая масса ГАЗ-СГ2 была меньше на 100 кг.
Двигатель был идентичен применявшимся на автомобилях СГ1.
Дистанцию в 1000 м. автомобиль проходил за 33, 7 секунды.
ГАЗ-Торпедо принял участие в рекордных заездах, проводившихся в рамках чемпионата СССР 1951 г.
На ГАЗ-СГ2 были установлены два всесоюзных рекорда скорости в классе до 2500 см3.
В ходе заездов было замечено, что высоко поднятая носовая часть отрицательно влияет на аэродинамические свойства и управляемость автомобиля, и в дальнейшем ее опустили за счет применения более коротких пружин передней подвески. Усовершенствованный таким образом ГАЗ-Торпедо достиг максимальной скорости в 201 км/ч, но на тот момент этот результат уже не являлся рекордным. В последний раз ГАЗ-Торпедо принял участие в соревнованиях в 1954 г.
ГАЗ-Торпедо - один из немногих спортивных автомобилей тех лет, почти сохранившихся до наших дней.
ГАЗ-СГ3 ТР
Стрела или ГАЗ-СГ3 ТР "Турбореактивный" - первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем. Спроектирован и построен конструкторско-экспериментальным отделом ГАЗа, под руководством авиаконструктора А.А. Смолина.
Проектные работы начались в 1952 году, и уже осенью 1954 года был выпущен первый реактивный автомобиль ГАЗ-СГ3 ТР.
Реактивный автомобиль имел аэродинамический кузов в виде торпеды с одним водительским местом, в качестве материала обшивки использовался термообработанный алюминиевый лист. Также в оснащении был небольшой вертикальный киль и два небольших крыла, служащие для курсовой устойчивости. Сбоку на кузове располагались два огромных воздухозаборника для охлаждения
турбины.
Ходовая часть модели имела четырёхколёсное шасси и независимую подвеску. При этом у авто не было привода.
В качестве силового агрегата использовался двигатель от истребителя МиГ-17 с индексом ВК-1А мощностью в 1000 л.с.
От этого самолёта взята и тормозная система, состоящая из пневмотормоза и парашюта.
По расчетам, ГАЗ-СГ3 ТР мог разогнаться до 800 км/ч, что превышало рекорд скорости того времени почти на 200 км/ч.
Но достичь такких скоростей было очень сложно. Во-первых не существовало шин, способных выдержать такую скорость и найти достаточно длинную площадку для разгона. В качестве площадки было решено использовать соленое озеро Баскунчак, для торможения Смолин применил привычный ему инструмент — тормозной парашут, а вот с шинами ничего не получилось — в результате первые испытания было решено проводить на максимальной скорости в 300 км/ч.
14 ноября 1954 года в присутствии А.А. Смолина, а так же двукратного чемпиона СССР по автоспорту М. Метелева и главного конструктора ГАЗа А. Липгарт состоялись первые ходовые испытания ГАЗ-СГ3 ТР. Прошли они на взлетно-посадочной полосе Горьковского аэродрома, которая была рассчитана на достижение скорости максимум в 300 км/ч, поэтому и М.А. Метелеву установили этот "потолок" скорости. К сожалению, во время испытаний из-за досадной ошибки произошла авария, в результате которой рекордный автомобиль был практически разрушен. При этом Метелеву несказанно повезло – он сломал только лишь палец на ноге. Спасли его жизнь авиационные четырехточечные ремни безопасности. В результате этой катастрофы все работы над ГАЗ-ТР были свёрнуты, а обломки экспериментальной машины были переданы в заводской музей ГАЗа.
Подписывайтесь друзья👍👍👍