Найти тему
Вижу красоту

Натиск рынка халтуры и безвкусицы

Друзья, ещё одна статья 1958 года во всесоюзном журнале «Огонёк» рассказывает о массовом возведении панельно-каркасных домов и необходимости как-то украсить голые стены, которые кажутся большими и холодными. Репортаж ведётся из Запорожья, где возник «товарный голод» на остро необходимую новосёлам декоративную скульптуру. И это при развитых вековых традициях керамических промыслов в Украине. Но народный мастер, по-прежнему работает артельным способом, по средневековым технологиям, и не в силах противостоять «натиску халтуры, безвкусицы и мещанства, которые таким густым потоком устремляются в наши дома с рынков больших и малых наших городов».

Автор рекомендует к покупке продукцию народных промыслов и Дулёвский фарфор, сетует на то, что в Москве нельзя купить изделия Украины и Прибалтики. Хотя при этом в ГУМе можно купить керамику из Алма-Аты.

Чирков Б.(народный артист СССР). Когда предстоит новоселье // Огонёк, 1958. – № 40 (1633).– С. 28–29.

Среди радостных семейных праздников – свадеб, рождений – у множества советских людей появился ещё один – переезд на новую квартиру. Новоселье!.. Весело справляют его всюду. Не отдельные здания, корпуса или кварталы, а уже целые районы, целые города новых домов вырастают у нас ежегодно.

Я побывал нынче в Шестом посёлке Запорожья – новом районе красавца-города, который вытянулся на несколько километров и растёт всё дальше и дальше. Прекрасны улицы и проспекты этого города, широкие и прямые, его нарядные благоустроенные дома...

Архитекторы и строители не просто торопятся возвести новые жилые здания, – они стараются построить их красивыми, составить из них выразительные архитектурные ансамбли, чтобы не только расширить наши города, но и сделать их нарядными.

И уже появляется у людей гордость за свой район, квартал, улицу: «У нас, на Боровском шоссе...», «А вот у нас, в посёлке ХТЗ...»

Со счастливыми лицами гуляют люди по своим новым улицам, с улыбкой въезжают в свои новые квартиры: здесь будут они теперь жить удобно и просторно. Но мало этого. Каждый хочет, чтоб его жилище было бы ещё и уютным. И вот тут-то перед многими встаёт трудная задача: а как и чем украсить свои комнаты? Там, на улице, всё придумал и сделал архитектор, а здесь, в своей квартире, человек предоставлен собственному вкусу, собственной изобретательности.

Въехал человек в новую квартиру, расставил мебель так, как ему это удобно, осмотрелся и видит: чего-то недостает в комнатах. Голые стены кажутся большими, холодными. Жилище ничем не украшено и не радует хозяина. И вот... и вот начинается то, ради чего я и решил написать эту статью, побывав этим летом в Запорожье, а потом и в Харькове. На рынках этих городов я и увидел, как стремятся люди сделать красивым, нарядным свой быт и как трудно им это даётся.

Если вы собираетесь построить дом или дачу, вы обращаетесь в строительную организацию или к архитектору: вам дадут дельный совет, покажут типовые проекты домов, помогут в выборе удобной планировки, позаботятся вместе с вами и о приятном внешнем виде постройки.

Если вы купили в магазине тканей материал на платье, вам тут же зачастую помогут выбрать красивый фасон вашего платья, вам иной раз даже покроят его.

А вот если вы получили новую квартиру, вам не к кому обратиться за советом и помощью. А ведь ежегодно по всему Советскому Союзу сотни тысяч людей переезжают в новые квартиры, и большинству из них нужен совет: как сделать своё жилье уютным и нарядным.

Озабоченные новосёлы ходят по посудным, хозяйственным магазинам, магазинам культтоваров, на их лицах теперь растерянность и недовольство. Ничего они не достали там для украшения своих комнат. Что же делать? «Идите на рынок,– говорят бывалые люди. – Там вы получите совет и там же купите то, что будет украшать ваше жилище».

На меня этот уголок запорожского рынка произвёл ошеломляющее впечатление, когда я в первый раз попал сюда. Он был весь яркий и многоцветный, как попугай среди наших серых воробышков. На солнце блестели, сверкали и сияли разноцветным анилином, лаком и золотом кувшинчики, бюсты задумчивых мальчиков и девочек, фигурки изящных дам и кавалеров, оленьи головы, украшенные извилистыми рогами; отлитые из гипса и раскрашенные, они одурманивали и гипнотизировали покупателей.

Фантастические пейзажи запечатлены были на бумажных ковриках, развешанных на стенах ларьков и павильонов рынка. Круглая луна освещала сине-зелёным светом пруды, заросшие камышом. На переднем плане красовался лебедь такой мощности и объёма, что, вероятно, сев на мель, он уже не мог бы сдвинуться с неё без посторонней помощи. Змеевидные тела птиц или широкая белая молния разрезали и тёмное небо и синюю воду. На дальнем берегу пруда белели башенки рыцарского замка. На фантастических этих пейзажах хотя и не видны были люди, но и так было ясно, что это – обиталище того «милорда глупого», который ещё сто лет тому назад развращал вкус русского человека и против которого воевал Некрасов, мечтая, что мужик понесёт с базара вместо похождений милорда сочинения Белинского и Гоголя. Сбылась мечта поэта: крестьянин и рабочий читают теперь великих классиков не только нашей страны, но и всего мира. Но злополучный английский милорд всё-таки уцелел. Уцелел его безобразный дух, и пейзажи его поместий по сию пору размножаются в сотнях экземпляров для «украшения» новых жилищ в новых, социалистических городах нашей страны. А вместе с ними проникают в дом и пёстрые, безвкусные абажуры, сделанные из цветной гофрированной бумаги, и ужасающие открытки.

Ярко сверкая на солнце, висят десятки аляповатых позолоченных рам. Они так блестят, что почти невозможно разглядеть репродукции, втиснутые в рамки. Впрочем, это, пожалуй, и к лучшему: ведь уже нет сил без содрогания видеть изуродованные копии шишкинских медведей в лесу. С невольной неприязнью стали мы глядеть и на прелестное лицо чудесной незнакомки Крамского. Подлинное произведение искусства интересно, дорого, волнует меня, зрителя, своей индивидуальностью, особенностью, неповторимостью. Но когда оно лезет мне в глаза, да ещё изуродованное, в каждом общественном месте: ресторане, вокзале, парикмахерской,– тогда оно становится назойливым, навязчивым кошмаром, от которого я стараюсь как можно скорее освободиться.

И вокруг всех этих произведений «искусства» толпятся постоянно люди, желающие принарядить своё жилище, сделать его уютным, привлекательным. Яркость, аляповатость поражают покупателей. Но выбора нет, и они разбирают эти гипсовые фигурки, копилки, рамки, абажуры и открытки. Отсюда, с рынка, несут они в свой дом дурной вкус. Так эти вещи, пережившие свой век, становятся нашими современниками, хотя ясно видно, что они пробрались к нам из старого, мещанского быта, ушедшего в прошлое.

-4

С этим надо бороться, дурной вкус переделывать, воспитывая в людях чувство красивого. Все стороны нашей общественной жизни стремительно ведут нас вперёд, к лучшему, счастливому и красивому строю жизни, но старый, мещанский вкус порой ещё сказывается в быту.

Надо принять меры, товарищи! Мы не имеем права смотреть на это равнодушно. Мы – это работники культуры, искусства и литературы. Мы – это те учреждения и организации, которым поручено руководить и помогать развитию нашей культуры: Министерство культуры и отделы культуры при исполкомах.

Во время гастролей нашего театра в Запорожье и Харькове на каждом спектакле обязательно присутствовали работники отдела культуры. Они даже обижались и выговаривали нашей администрации, если их билеты оказывались дальше первого и второго ряда. А вот на рынок, где развращаются вкусы советских людей, они явно не заглядывают, а если и заглядывают, то ничего не предпринимают для того, чтобы прекратить распространение духовной заразы.

...В одной из комнат своего особняка сотрудники Харьковского Дома народного творчества устроили выставку произведений, созданных народными умельцами Харьковской области: вышивки, аппликации, резьба по дереву и, наконец, керамика. В этом маленьком музее собраны вещи разного достоинства. Одни из них талантливы, выразительны, оригинальны, другие явно подражательны, но все они полны вкуса, изящества, удивительно гармоничны. В каждом из экспонатов подлинная народность орнамента и формы сочетается с своеобразным колоритом. Каждая вещь – это настоящее произведение народного искусства.

Вот этот вкус, живущий в народе, это чувство прекрасного, которое так ярко выражено во всех вещах, и является гарантией того, что верное ощущение красоты должно быть и может быть взращено и воспитано в тех прослойках нашего общества, которые его утеряли или не имели.

Пропаганда и популяризация народного искусства – одно из средств развития настоящего вкуса трудового люда нашей страны.

У домов народного творчества, к сожалению, недостаточно средств, нет и юридических прав для того, чтобы начать действенное объединение народных художников, чтобы сразу же широко и глубоко толкнуть вперед возрождение народного умения. А именно народное искусство должно быть в первую очередь противопоставлено натиску халтуры, безвкусицы и мещанства, которые таким густым потоком устремляются в наши дома с рынков больших и малых наших городов.

В Харьковской области, например, есть три гончарные артели: в Купянске, в Новой Водолаге, в Валках,– которые могли бы изготовлять художественную керамику, но для этого нужна помощь более авторитетной, с правовой точки зрения, организации, чем Дом народного творчества.

Очень важный вопрос – материальное положение народных умельцев, работающих в этих артелях. Талантливейший мастер товарищ Гнедой, своеобразный художник, не имеет учеников. Молодёжь не хочет идти учиться к старикам-умельцам. К тому же артельные мастерские совершенно не благоустроены.

Пора, наконец, открыть специальные магазины, в которых бы продавались произведения народного искусства. Почему, например, в Москве невозможно купить вещи, сделанные украинскими мастерами? Почему замечательные работы умельцев Прибалтики не проникают во внутренние районы нашей страны? Впрочем, этих «почему» можно назвать десятки...

Мы так много времени, средств и энергии отдаём организации смотров народного театрального, музыкального и хореографического искусства, а народное изобразительное искусство оказывается пасынком, хотя может и должно играть большую и важную роль в быту.

Вышивальщицы и резчики, состоящие на учёте Харьковского Дома народного творчества, задумали создать своими силами примерную обстановку квартиры с мебелью, украшениями, занавесами, коврами. Одним словом, образец того, как может быть наряжен, обставлен и украшен дом советского человека произведениями народного, самодеятельного искусства. Однако чудесная эта идея не может быть пока осуществлена из-за отсутствия свободных средств у Дома народного творчества.

Директор Харьковского Дома народного творчества Дмитрий Иванович Зеленский построил при своем учреждении муфельную печь для обжига керамики. Создана лаборатория, в которой рождаются новые образцы прославленной украинской керамики; их отправляют затем в артели или на Будянский фарфорово-фаянсовый завод для выпуска большими тиражами. Я видел чудесные куманцы, изготовленные в этой опытной печи талантливым художником инженером Замбржицким. Это вещи, которые могут не только украсить ваше жилище, но и с полным правом будут занимать место в музеях. И вот товарищ Зеленский получил выговор за то, что на свой риск и страх построил эту лабораторию.

Пора серьёзно и обстоятельно заняться вопросами украшения нашего быта. Первый шаг сделан: Министерство культуры СССР провело совещание, на котором обсуждался вопрос о выпуске массовой художественной продукции. Шёл разговор о борьбе с пошлостью и халтурой, проникающими в быт через рыночных торговцев-частников. Хорошо, что такой разговор наконец состоялся. Теперь надо его превратить в дела...

И в заключение ещё одно предложение. В некоторых странах издаются специальные журналы, занимающиеся благоустройством семейного очага. Пора и нам завести такой журнал: он будет добрым помощником сотням тысяч людей, переезжающих в новые дома.

Пора завести также, хотя бы при мебельных магазинах, консультантов – художников и декораторов,– дающих советы по обстановке квартир.

А вот произведения, которые действительно могут украсить комнату.

Немало декоративных блюд и ваз с разнообразным национальным орнаментом создают художники опытной керамической мастерской в Алма-Ате. Дулёвский фарфоровый завод выпустил изящную статуэтку «Малахитница», выполненную художницей О. Богдановой по сказам П. Бажова. В Таллине производят оригинальные настенные вазочки для цветов.

Украинская Опошня издавна славится своими мастерами, которые, храня народные традиции, создают красивые вазы, сосуды и забавные фигурки.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются