СДВГ: ЕСТЬ ЛИ "ОНО" У МОЕГО РЕБЕНКА?
Что означают эти буквы?
"СДВГ" означает "синдром дефицита внимания с гиперактивностью".
Поехали по порядку.
1. Синдром - это не болезнь и не диагноз, а особенность развития. Как синдром хронической усталости. Пишут эти буквы в карточке ребенка сейчас через одного, и родители переживают.
Между тем можно довольно просто определить, страдает ли ваш ребенок этим синдромом, или, как говорил персонаж фильма "Полосатый рейс": "Она же просто веселая! Ну что ее за это, на рее повесить?"
2. Дефицит внимания.
"Да он у всех детей!" - говорят мне многие. И путают с детской потребностью в частой смене деятельности.
В чем разница?
Обычный ребенок не сможет высидеть спокойно 40-минутную лекцию даже на очень интересную тему.
Ребенок с СДВГ не сможет выслушать даже простое мамино распоряжение "Сходи и возьми свой рюкзак, он в шкафу на верхней..." - все, он уже убежал. В другую сторону.
Дело тут не в том, что ему наплевать и он плохо воспитан. Совсем нет. Он бы и рад вас слушать, но у него в голове как будто что-то переключается не в ту сторону. (На самом деле так и есть, но не хочу вас грузить еще и биохимией здесь). Не хватает внимания. Дефицит - очень удачное определение. Нужно и хотелось бы, но не хватает. Злиться и требовать бесполезно - так устроено.
3. Гиперактивность. А вот это определение мне не нравится. Понимают его, как правило, неверно.
Когда мне клиент говорит "мой ребенок гиперактивный", он имеет в виду обычно: "мой ребенок активнее, чем мне бы хотелось".
Как отличить: "гипер" или нет?
По наличию цели у деятельности. Если даже у самого озорного и стремительного ребенка в деятельности есть цель и смысл - это не гиперактивность. А если он "носится, как чума", по выражению одной замечательной мамы, и непонятно, для чего это все (ему непонятно, не нам), и остановиться он не в состоянии, даже если видно, что уже устал - вот это гиперактивность.
Присмотрелись. Допустим, есть подозрения. Сразу помним:
1. Корректируется.
2. Имеет право на нормальную школу.
3. Не глупее остальных. (а примерно в половине случаев еще и умнее)
Поэтому:
1. Обращаемся к специалисту. Кто у нас специалист? Психолог или нейропсихолог. Консультация и наблюдение невролога (с лечением или без него) - для каждого ребенка вопрос индивидуальный. Как и с психиатром.
2. Сотрудничаем со специалистом. "Отдать на коррекцию" не получится. Обязательны занятия дома, закрепление навыков, а в некоторых случаях даже небольшие перемены в образе жизни всей семьи.
3. Занимаем корректную, но твердую позицию относительно обучения на дому и "выведите ребенка из класса"
4 Любим своего ребенка и направляем внимание на его лучшие качества.
Автор материала — врач психиатр, педагог-психолог Марина Фошина.
Подписывайтесь на уведомления, чтобы не пропускать интересные статьи