В тот момент, когда совершенно новые для совсем ещё молодого рынка ПВХ лодки начали занимать сердца и гаражи рыболовов; а было это ещё в начале 90х, в пору, когда молодой питерский кооператив «Мнёв и Ко» лишь приступил к освоению новых технологий; одним из главных тезисов в пользу этого класса значился: возможность перевозки лодки в багажнике практически любого автомобиля…
Впрочем, этот аргумент звучит и сегодня. Уступая в части мореходности и комфорта на резкой ветровой волне, современные пвхашки компенсируют этот недостаток привлекательной ценой, небольшим весом и возможностью транспортировать лодку в багажнике не только крупного внедорожника или кроссовера, но и даже универсала, а некоторых случаях и вовсе - седана.
И надо сказать, что в свои первые выезды с ПВХ лодкой в 2000-2002 годах я совершал на народном автомобиле ВАЗ 2109. Где при складывании заднего дивана вполне умещалась моя тогдашняя лодочка Корсар-Командор 380 (произведённая ещё в Южной Кореи), моторчик Tohatsu 18 и вся прочая, необходимая для рыбалки на Ладожском озере утварь. И был я не одинок в подобном подходе. Хотя, если оценивать ПВХ флотилию тех лет, то её можно было бы сравнить с небольшой деревней, в которой все друг друга знали. Если не в реальной жизни, так по тематическим форумам.
Почти 20 лет минуло с тех пор, но я по-прежнему нет-нет, да и путешествую к разным берегам с ПВХ лодкой в багажнике. Правда, бестселлер Автоваза давно сменили современные вседорожники SUV (впечатлениям от которых, кстати, я тоже частенько делюсь в этом блоге), а сами лодки меняются по несколько раз за сезон. Но общим остаётся сам подход. Всё в багажник и вперёд.
Однако не сегодня, и даже не вчера, а вот уже приличное время, как я часто наблюдаю коллег, кто транспортирует свои ПВХ лодки на трейлере. И первое время у меня резонно возникало недоумение: зачем же брать надувнушку, если везти её на телеге? Однако со временем моё несколько категоричное отношение стало меняться. И сегодня я решил поделиться своими соображениями на этот счёт. Не с той целью, чтобы предложить какое-то готовое и идеальное решение, а с тем, чтобы разъяснить мотивации, аргументы, плюсы и минусы такого подхода транспортировки. А вы уже сами сделаете выводы. Правильно это…для вас… или нет!
Занимательная математика.
Человек по природе ленив, а рыболов ленив ещё больше. Этим объясняется такое количество самых разных приспособлений, направленных на упрощение поимки рыбы. Каждый стремиться делать меньше движений, облегчить и упростить себе жизнь. И в перевозке, а главное сборке лодки есть один большой недостаток – время, которого всегда не хватает!
Время на то, чтобы укомплектовать всё это в машину, да так, чтобы и не забыть ничего нужного, и не сломать ничего важного. Время на то, чтобы разложить, надуть, собрать. И самое главное… время, чтобы всё это собрать обратно, упаковать в багажник и затем разгрузить уже по возвращению в город. Когда речь заходит об этой операции, мы чаще всего акцентируем внимание лишь на одном: непосредственная сборка лодки. На самом деле эта операция не занимает так уж много времени. В среднем, не спеша лодку можно собрать минут за 30-40. Но в этом случае мы не учитываем время на установку мотора, сбор снастей, выгрузку всего снаряжения из машины и… вот это вот всё! Включая и обратный порядок по окончанию рыбалки.
Хорошо, если мы приехали на несколько дней. А, если рыбалка однодневная? В итоге в среднем приходится тратить около 4 часов своего времени на сборку лодки и разборку уже после рыбалки. Времени, сил и энергии. Стоит ли говорить о том, что спуск лодки на трейлере занимает считанные минуты. А всё снаряжение и снасти может быть уже собрано и находится на своих местах. С той лишь оговоркой, что мотор всё же не рекомендуется возить на транце, но многие его жёстко фиксируют и перевозят или на транце. Или обкладывая вещами, кладут на дно лодки. Здесь же находится и канистры с топливом, и бензобак.
Что вкупе с одной стороны высвобождает пространство багажника. Не требуя раскладывать задний ряд (без этой операции перевозить всё снаряжение просто невозможно, а число пассажиров ограничивается лишь 2+водитель… да и то, в лучшем случае). Но самое главное: освобождает время, которое мы тратим на выгрузку и загрузку; игры в тетрис с вещами; исключает запах ГСМ и даже улова. Всё это может находиться в кокпите лодки под ходовым тентом.
Хотя я и не вожу ПВХ лодку на трейлере, но все эти прелести давным-давно прочувствовал при перевозке РИБа или большого катера. Поэтому отлично понимаю логику, и смысл в части транспортировки. Впрочем, есть и кое-какие другие нюансы!
Если уж везти – так взять РИБ или жёсткий корпус!
Так говорят многие, да что там, я тоже придерживался схожего убеждения. Уж, коль ты везёшь лодку на тележке, то возьми РИБ, на котором тебе будет несравнимо более комфортно и удобно. На воде – да; и об этом я подробно писал в статье «Почему РИБ не ПВХашка». Но есть и пара других нюансов.
Первое это… цена. Для большинства, кто выступает в данном классе, дополнительные 20-30-50 тыс – серьезное препятствие. Поэтому говорить о том, что вместо ПВХ за 50-60 тыс лучше взять РИБ за 120-150… не вполне корректно. Деньги играют решающую роль в большинстве случаев. Хотя для многих перевозка ПВХашки на телеге становится предтече покупки лодки с жёстким корпусом. РИБа или какой-то «классической» версии.
Но не только это. Второе – условия эксплуатации. О проблемах со слипами сказано пересказано. Мало где есть удобные места для подъезда и спуска. Транспортировка по трассе и даже грунтовке не требует какого-то сверхмощного и даже полноприводного автомобиля. Фактически доступно для любого седана. Проблемы начинаются на спуске. В этом случае вы без проблем можете подъехать на максимально близкое расстояние к воде. Снять лодку в уже собранном виде и донести её до воды. Всё, что останется – загрузить вещи.
С априори более тяжёлым рибом, особенно с установленным ДУ (а чаще всего такие лодки комплектуются ДУ и более мощными, соответственно тяжёлыми моторами) такая операция уже может оказаться не под силу. Особенно, если кроме вас и напарника никого нет. Т.е. в этом случае на руку играет та самая лёгкость ПВХ лодки. В конечном счёте, всё определяется условиями ловли и классом автомобиля. Если вы располагаете полным приводом, а в местах рыбалки есть подъезд к кромке воды (вопросы экологического законодательства в данном случае опустим) – эта проблема уже фактически исключается.
Есть и ещё один нюанс. Зимнее хранение. Не все готовы и могут оставить лодку в удобном и охраняемом месте. ПВХ позволяет разобрать её осенью и компактно сложить в удобном месте на зимнее хранение. Найти «пристанище» для пустого трейлера гораздо проще, чем для тележки с лодкой.
Должны быть и недостатки.
Они, безусловно, есть. Хотя большая их часть – мнимые. За исключением, разве что цены комплекта. Тележка тоже стоит денег и это траты, которые не всем под силу. Многие не хотят ставить фаркоп на своё авто. Но чаще всего приходится слышать возражения связанные с непосредственной ездой с телегой. Дескать: сложнее манёвры, едешь медленнее, больше расход. Здесь я хочу сказать следующее. Безусловно, лавировать в потоке и пробках сложнее. А в некоторых случаях и вовсе невозможно. Но это вопрос выбора времени и маршрута. Оказавшись же на трассе, особенно если ваша машина обладает хотя бы минимальным запасом мощности – вы ни как не потеряете в скорости. Если, конечно, ехать в разумных пределах ограничений ПДД. Хотя, отдельные кадры и с телегой ухитряются наваливать под 180… В целом же вы вполне можете ехать в обычном режиме, обгоняя тошнотиков, где вас ограничивают лишь дорожные знаки и камеры фотофиксации, но никак не лодка на трейлере.
Расход. Да, он будет выше. В зависимости от конфигурации и мощности автомобиля. Чем он менее мощный, тем тяжелее ему тащить телегу, тем больше будет расход и нагрузка на агрегаты. Более мощные автомобили практически не ощущают наличия телеги. А общий расход вырастает на 2-3 литра с сотни. Что при расстоянии в 300 км – сущие пустяки.
Есть ещё одно предостережение – вариатор. Тип коробки, которым комплектуют автомобили. Бытует мнение, что вариатор неприемлем для перевозки телеги. Но это не совсем так. В действительности вариатор не любит больших нагрузок и самое главное пробуксовок. Требует к себе чуть больше внимания, чем обычный автомат. И если вы не планируете спускать и поднимать лодку в каком-нибудь болоте, где нужно буксовать… то никаких проблем у вас не будет.
Наконец, главный камень преткновения – хранение. Это действительно серьёзный аргумент. Ведь собранную, надутую лодку, с упакованными под транспортировочный тент вещами нужно где-то хранить между рыбалками. Здорово, если вы живёте в частном секторе и располагаете парковочным местом под охраной. Если же такого места нет – приходится искать варианты. Они есть. Есть места стоянки и хранения. В том числе и на базах отдыха. Есть другие варианты. Не всем они приемлемы. Но в любом случае любой выбор – это компромисс.
Подведём итоги.
Как видно, «мобильность» ПВХ лодки хоть и является её неоспоримым преимуществом, но всё же связана с рядом нюансов и ограничений. Время – самый ценный ресурс. Именно он определяет большинство шагов. Но кроме стремления оптимизировать своё время, многих ограничивает бюджет и технические возможности. Поэтому дать чёткий ответ на вопрос, как лучше перевозить лодку до водоёма не представляется возможным. Однако опираясь на озвученные в статье тезисы, вы вполне можете спроецировать их на себя и сделать правильное решение.
Подписывайтесь на блог, если вы здесь впервые! Ставьте палец вверх в любом случае - ваши оценки мотивируют на создание новых репортажей. И обязательно пишите в комментариях ваше мнение.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Все фото автора (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv