Даже если история была далеко на самым любимым предметом в школе, мы так или иначе обращаем свой взгляд в прошлое. Фильмы на историческом материале позволяют нам — пусть и ненадолго — обернуться назад и попытаться понять, чем жили и как ощущали себя в этом мире наши предки.
Сказки туманной луны после дождя (1953)
ЧТО: костюмированная историческая драма (дзидайгэки) классика японского кино Кэндзи Мидзогути («Управляющий Сансё»), получившая «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля; один из любимых фильмов Андрея Тарковского
О ЧЁМ: о бедном горшечнике, который во времена ожесточенной гражданской войны впервые смог хорошо заработать на своей посуде и, невзирая на неоправданные потери и лишения, хочет заработать ещё больше, постепенно становясь одержимым этой идеей
ЗАЧЕМ: понять, чем может обернуться слепое следование своим желаниям; подумать о том, что для человека является настоящим богатством; увидеть редкий пример ситуации, когда лучше послушать людей вокруг, а не себя самого
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто решил невероятно разбогатеть на местечковом военном конфликте в какой-нибудь из стран третьего мира; поклонникам фильма «Последний самурай»; тем, кто не верит в привидений, злых духов и магию в целом __________________________________________________________________________________________
Андрей Рублёв (1966)
ЧТО: историческая драма Андрея Тарковского, получившая приз международной ассоциации кинокритиков на Каннском кинофестивале; в Советском Союзе фильм был прозван «антирусским» и лишь к 1988 году добрался до своего зрителя
О ЧЁМ: о жизни и мироощущении иконописца Андрея Рублёва в трагическую для Руси эпоху княжеских междоусобиц и нашествия татар
ЗАЧЕМ: увидеть суть русского характера; понять нравы того времени; ощутить скорбь художника (и режиссёра) по уходящей эпохе
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто воспринимает Юрия Никулина только в комедийной роли; любителям целостного сюжета и связанной повествовательной линии; тем, кто топит за историческую достоверность __________________________________________________________________________________________
Маркета Лазарова (1966)
ЧТО: историческая картина Франтишка Влачила («Долина пчёл», «Белая голубка»), признанная критиками лучшим фильмом в истории чешского кинематографа
О ЧЁМ: о двух враждующих феодальных семьях, промышлявших разбоем в Богемии времён раннего средневековья, в чей конфликт решает вмешаться король
ЗАЧЕМ: увидеть своими глазами самый дорогостоящий чешский фильм того времени, который по образности может соперничать с «Андреем Рублёвым» Тарковского и бергмановской «Седьмой печатью»; ради потрясающей операторской работы Бедржиха Батьки; проникнуться тяжёлой, мрачной атмосферой 13-го века
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто отчаялся раскусить Бергмана и Тарковского; любителям красочных костюмированных фильмов __________________________________________________________________________________________
Солнце (2005)
ЧТО: историческая драма Александра Сокурова («Русский ковчег») по сценарию Юрия Арабова («Юрьев день», «Чудо») с Иссэем Огатой («Молчание» Скорсезе) в главной роли; третий фильм «тетралогии о власти» режиссёра
О ЧЁМ: о японском императоре Хирохито, одном из преступников Второй мировой войны, который, будучи богом для всех японцев, должен решить: продолжать войну с американцами (которые уже вошли в Токио) или отречься от божественного статуса и объявить капитуляцию
ЗАЧЕМ: услышать японскую версию о причинах начала войны; увидеть силу вековых традиций; также увидеть их болезненный слом
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, у кого в школе по истории были плохие оценки; потомкам богов и богинь; Ким Чен Ыну и северокорейцам, которые не представляют своей жизни без династии Кимов __________________________________________________________________________________________
Тень (2018)
ЧТО: исторический боевик Чжана Имоу («Дом летающих кинжалов»), в основе визуального решения которого лежит гохуа — традиционный стиль китайской живописи тушью и водяными красками по бумаге или шёлку
О ЧЁМ: о генерале, который, чтобы сместить действующего правителя, использует своего двойника, преследующего собственные цели
ЗАЧЕМ: ради грациозно поставленных боевых сцен; полюбоваться визуальной составляющей фильма, начиная с декораций и заканчивая костюмами; заинтересоваться китайским кинематографом
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто боится спутать персонажей; тем, кого раздражают дешевые спецэффекты; тем, кому не нравится излишняя театральность